Цели
  Преамбула
  Членство
  Контакты
  Ссылки
  Карта
  Новости
  Отзывы
  English
  Главная
 

Павлинов В.П. Игры со словами.                                              5 стр.

 

 

Если вас спросят, какие игры со словами вы знаете, скорее всего вы назовёте «эрудит», «цепочку слов», «балду». Они дей­ствительно привлекательны и популярны. Но есть и другие, за­служивающие внимания, хотя и менее известные.

В этой статье будет рассказано о пятнадцати наиболее инте­ресных играх со словами. Но прежде чем приступить к описанию игр, необходимо сделать замечание об игровых правилах. Они подвижны и допускают варианты, что позволяет модифицировать игру применительно к составу играющих и другим условиям. Рассказывая о той или иной игре, мы будем иметь в виду основной вариант правил, но надо помнить, что возможны отклонения от него.

 

Игровые правила:

1. Ограничение словарного состава. Основной вариант пра­вила предусматривает, что в игре разрешается использовать только имена существительные в именительном падеже един­ственного числа. Нельзя употреблять названия городов, рек и другие собственные имена. Отклонения от основного варианта возможны как в сторону расширения лексикона, так и в сторону его сужения. Например, можно разрешить употребление собственных имён. А можно условиться о том, чтобы все слова под­бирались на определенную тему. К примеру, допустить использо­вание только названий растений, животных, предметов быта и т. п. Или же только географических названий. Игра станет спе­циализированной. Полезно до начала игры оговорить, каким сло­варём ограничивается словарный состав (скажем, орфографиче­ским словарём русского языка).

2. Количество участников игры и выявление победителя. Ос­новной вариант правила предусматривает, что в игре участвуют двое. Выигрывает тот, кто лучше справился с заданием. Если играют несколько человек, то делают ходы по очереди по кругу. Победителя можно определить так же, как в основном варианте. Однако возможен и такой способ: тот, кто в очередном туре не справился с заданием или справился хуже, выбывает из иг­ры. Остальные продолжают состязание до выявления победи­теля.

3. Выявление победителя по списку слов. Во многих играх ре­зультатом являются списки слов, составленные участниками. Ос­новной вариант правила предусматривает, что выигрывает тот, чей список содержит наибольшее количество слов. Однако можно подводить итог иначе. По окончании игры участники зачитывают вслух свои списки и вычеркивают повторяющиеся слова. Победи­телем становится тот, у кого в списке останется больше слов, чем у других. При большом числе играющих выиграть может учас­тник, имеющий самый короткий список, зато нашедший большее число необычных, редко употребляемых слов.

4. Темп игры. Основной вариант правила предусматривает, что участники заранее оговаривают максимально допустимое время на обдумывание одного хода.

Кратчайший путь. Предварительно играющие сообща выби­рают два произвольных слова: начальное и конечное, каждый записывает их на своем листе бумаги. Игра заключается в том, чтобы перейти от начального слова к конечному, написав между ними ряд новых слов с соблюдением правила: каждое следующее слово должно начинаться двумя последними буквами предыду­щего слова. Например, выбраны слова «школа» и «институт». Ряд промежуточных слов может быть таким: лапта - тарелка - карабин.

Побеждает тот, кто сумел осуществить переход с помощью наименьшего количества промежуточных слов. Приводим примеры.

 

Алфавитный порядок. Играющие за определенное время дол­жны написать как можно больше слов, буквы в которых идут в последовательности, совпадающей по «направлению» с расста­новкой букв в алфавите. Например: мост, луч, день.

Побеждает тот, чей список содержит наибольшее количество слов.

«Эрудит». Игра ведется на доске 15х15 клеток с комплектом фишек, на каждой из которых изображена буква и соответствую­щее число очков или звездочка. За один ход игрок имеет право выложить на доске одно или несколько слов из имеющихся у него в наличии фишек (с учетом уже размещенных на доске), причем каждое новое слово должно пересекаться со старым, как в крос­сворде.

 

Цепочка слов. Играющие поочередно называют по одному слову, соблюдая правило: каждое следующее слово должно на­чинаться с последней буквы предыдущего. Таким образом полу­чается цепочка слов. Например: горизонт - такси - иволга - аквариум - мел. Любителям головоломок такие цепочки извес­тны под названием «чайнворд».

Называть одно и то же слово дважды нельзя.

А что делать, если слово оканчивается на мягкий знак, бук­вы «и», «ы»? В этом случае следующее слово должно начинать­ся с предыдущей буквы: полено - окунь - нарты - трамвай - арена.

Проигрывает тот, кто не смог вспомнить подходящее слово.

 

«Балда». Игра состоит из нескольких конов. В очередном коне первый игрок пишет произвольную букву, после чего игроки по­очерёдно добавляют справа или слева к расширяющемуся набору букв по одной букве, имея в виду некоторое слово. Например: т, тр, стр, остр, остро, острой (имеется в виду слово «постройка»).

Проигравшим очередной кон считается тот, кто вынужден за­кончить слово или не смог догадаться, какую букву следует до­бавить, чтобы в дальнейшем могло получиться слово. Тот, кто проиграл кон, получает штрафную букву: при первом проигры­ше - «б», при втором - «а» и так далее до слова «балда». Тот, кто доигрался до слова «балда», проигрывает всю игру.

Выигрышная стратегия состоит в том, чтобы придумывать слова, которые последней буквой заканчивает противник.

 

«Наборщик». Играющие совместно выбирают произвольное исходное слово подлиннее, и каждый записывает его на своем листе бумаги. Игра заключается в том, чтобы за определенное время составить из букв исходного слова как можно больше но­вых слов. Например, из слова «кооператив» можно составить следующие слова: топор, ветка, корт, перо, приток, век. Победи­телем становится тот, чей список содержит наибольшее количество слов.

Правила игры можно несколько ужесточить, не разрешив пи­сать слова, содержащие только один слог. В нашем примере не­допустимыми в этом случае являются слова: корт, век.

В книге Е. Гика «Занимательные математические игры» (2-е изд. М., 1987) приводится любопытный рекорд, достигнутый од­ним мастером игры в «наборщика»: из слова «лекарство» он со­ставил 180 слов.

 

«Каркас». Предварительно играющие сообща выбирают произвольное исходное слово, и каждый записывает на своем листе бумаги согласные буквы, входящие в состав исходного сло­ва. За определённое время играющие должны написать как мож­но больше слов, содержащих согласные буквы исходного слова. Никаких других согласных букв в словах быть не должно. На­пример, выбрали слово «арбуз». Список новых слов может быть таким: зебра, забор, береза.

Побеждает тот, у кого в списке наибольшее количество слов.

 

Гласная буква. Предварительно сообща выбирается произ­вольная гласная буква. За определенное время играющие дол­жны написать как можно больше слов, содержащих выбранную гласную букву. Никаких других гласных букв в словах быть не должно. Например, выбрали букву «е». Список слов может быть таким: север, песец, тетерев, меч.

Лучше всего выбирать одну из четырёх букв: а, о, и, е.

Побеждает тот, чей список содержит наибольшее количество слов.

 

Квадрат слов. Играющие предварительно выбирают длину слов, используемых в игре (например, четырёхбуквенные слова), и сквозное слово той же длины (например, слово «узор»). За оп­ределенное время нужно написать как можно больше квадратов из слов установленной длины, причем в первом столбце квадра­тов по вертикали должно читаться выбранное сквозное слово. Например:

угол

заяц

опыт

река

Победителем становится тот, кто написал таких квадратов больше.

 

Первая и последняя. Предварительно играющие сообща вы­бирают произвольное исходное слово, каждый записывает его по вертикали дважды, сверху вниз и снизу вверх. Игра заключается в том, чтобы как можно быстрее написать в каждой строчке по горизонтали слова произвольной длины, начинающиеся и закан­чивающиеся буквами исходного слова.

Например, выбрали слово «марка». По горизонтали можно написать следующие слова:

малина

акведук

ротор

коза

агроном

Побеждает тот, кто справился с заданием быстрее.

Пятерки слов. Предварительно сообща выбирается произ­вольное исходное слово. Играющие должны как можно быстрее написать по пять слов, начинающихся с букв исходного слова. Например, выбрали слово «роза». Пятерки слов могут быть та­кие:

радио, рекорд, рак, ракета, рама,

орех, осень, окно, отметка, отец,

зима, звено, змея, зрение, замок,

аптека, аллея, армия, астроном, арка

Побеждает тот, кто справился с заданием быстрее.

 

Сквозная буква. Играющие предварительно выбирают длину слов, используемых в игре  (например, пятибуквенные слова), а также сквозную букву и ее   местоположение в словах (например, буква «г» должна быть второй по счету).

За установленное время необходимо написать как можно больше слов выбранной длины, причем сквозная буква должна занимать определённое место. Для нашего примера в пятибуквенных словах на втором месте должна стоять буква «г»: игрок, ягуар, огонь, уголь.

Побеждает тот, чей список содержит наибольшее количество слов.

 

«Лесенка». Перед началом игры выбирается общая буква, с которой будут начинаться все слова. За определенное время нужно написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы: первое слово должно быть двухбуквенным, второе — трехбуквен­ным и так далее. Например:

як яма ялик ягода ястреб

Побеждает  тот,  кто  «построит»  самую  высокую  «лесенку».

 

Отгадай букву. Ведущий загадывает произвольную букву и предлагает ее найти. Разрешается называть ведущему слова, со­стоящие не менее чем из пяти букв. В ответ на каждое слово ве­дущий отвечает «есть» или «нет» в зависимости от того, есть ли задуманная буква в названном слове.

Например, задумана буква «т». Вот фрагмент возможного диалога:

— Цапля?

— Нет.

— Автобус?

— Есть.

Нужно постараться найти задуманную букву, поставив как можно меньше вопросов ведущему.

 

Отгадай слово. Ведущий загадывает произвольное слово из пяти различных букв и предлагает его найти. Разрешается назы­вать ведущему слова произвольной длины. В ответ на каждое слово он сообщает число, означающее, сколько раз буквы заду­манного слова входят в названное.

Например, задумано слово «казус». Вот фрагмент возможного диалога:

— Азбука?

— Пять.

— Банан?

— Два.

— Собака?

— Четыре.

Нужно постараться найти загаданное слово, поставив веду­щему как можно меньше вопросов.

Игра требует не только хорошего запаса слов, но и умения логически рассуждать.

                                                                 Источник: Калейдоскоп игр (1990),

                                         Составитель Белов В.Н.

 

  1.   Персоналии
  2.   История знаковых игр
  3.   Наша игротека
  4.   Головоломки, лингвистические игры
  5.   Теория
  6.   Прикладные аспекты
  7.   Наши рецензии
  8.   Журнал в журнале
  9.   Прямой эфир
  10.   Библиография и её история
  11.   Коллекционирование

Яндекс.Метрика