Цели
  Преамбула
  Членство
  Контакты
  Ссылки
  Карта
  Новости
  Отзывы
  English
  Главная
 

 

Носовский А.М. История го (иго).                           3 стр    шр. 10

Игра го известна среди основной массы людей в её простейшем варианте - таком, как игра в точки. Однако как игра в «крестики-нолики на бесконечном поле» отличается от рэндзю, так и игра го отличается от игры в точки.

Го имеет несколько современных названий, таких как «вей-ци» (Китай), «бадук» (Корея) и «иго» (Япония). Правила этих разновидностей игры схожи, однако подсчёт очков в Китае и Японии различный.

Согласно легенде, игра го была изобретена в древнем Китае. По свидетельству мудреца Цханг Хуа, её придумал император Шунь, правивший в 22-23 веках до нашей эры. Он замечает, между прочим, с усмешкой: «Говорят, император Шунь считал своего сына тупым и придумал го, чтобы развивать его». (Неплохо бы китайцам подтвердить эту легенду археологическими раскопками и рукописями. – Т.В.)
Древний Конфуций упоминал об этих играх в следующем замечании: «Трудно человеку, чей желудок вечно полон, применить свой ум для чего-нибудь. Не игрок ли он в Бо и го? Даже играть в эти игры лучше, чем предаваться праздности».

В древности го игралось на доске 17x17, но уже на рубеже нашей эры появились свидетельства об увеличении доски до размеров 19x19, и полученные 361 пункт были тесно связаны с лунным календарём.

Это, по-видимому, связано с древними познаниями в астрономии. Так, например, старейшая уцелевшая рукопись по играм «Коллекция беззаботных и невинных игр» (начало 12-го столетия нашей эры - хотя это, естественно, антология более ранних текстов) начинается с таких слов: «Количество всех вещей в природе начинается с единицы. Число точек на доске триста и шестьдесят плюс одна. Один - есть первое из всех существующих чисел. Оно занимает полярную точку, вокруг которой вращается вся доска. Другие 360 точек представляют число дней в году (лунном). Они делятся на четыре четверти, которые соответствуют четырём сезонам года...»

В древности первый ход в го, как и в рэндзю, делался в центр доски. Это правило уравнивало шансы сторон, компенсируя право первого хода удалённостью центральной точки от угловых пунктов, и, возможно, сохранись оно поныне, в го не пришлось бы вводить правило коми. Игру начинали чёрные, жирные точки на доске теперь являются форовыми пунктами в го и рэндзю, а ранее являлись основными пунктами, которые стремились занять древние китайские игроки вначале игры.

Попав в Японию через Корею примерно в 735 году нашей эры, го становится средством проведения досуга императора и его двора. С 7 по 11 век император запрещает подданным играть в го вне стен императорского дворца, однако этот указ нарушает принц Дева, игравший в го со своими вассалами, и в 1081 году этот запрет снимается. Игра становится средством проведения досуга во время длительных осад крепостей в среде воинов-самураев.

Первый турнир по го на звание сильнейшего игрока был проведен в 1588 году. Его выиграл монах Никкай, который впоследствии взял имя Санса Хонинбо - это имя пагоды, где он жил. После воцарения сёгуната в 1600 году - сёгун Токугава Иэясу запретил азартные игры, а го и сёги, как развивающие военное мышление, получили государственную поддержку.

В 1603 году Санса Хонинбо был назначен го-докоро, то есть  главным придворным учителем го при дворе сёгуна. Только он мог присваивать игрокам разряды и повышать их. Го-докоро был учителем сёгуна и должен был отказаться от игры с другими игроками, не получив на это разрешение сёгуна. Го-докоро мог стать только мэйджин, хотя назначение происходило не автоматически. В это же самое время Санса имел подобный пост в сёги - так называемый сёги-докоро, носкопьку он был тогда и лучшим игроком в сёги в Японии.

Но он скоро проиграл матч по сёги Оохаси Соокею и вынужден был уйти с поста сёги-докоро.
Слово «мэйджин» означает «эксперт», первоначально оно не имело конкретного значения, но по вновь разработанной системе званий звание мэйджин стало самым высоким и присваивалось одному человеку один раз в жизни.

В тот период спортивных разрядов, называемых теперь данами, ещё не было. Вместо этого сила игроков измерялась числом камней форы, которые они должны получить от игрока с рангом дзё-дзю («искусный»). Уровень игры более слабого игрока, чем дзё-дзю, выражался как «два камня против дзё-дзю» и т. п.

Разряд дзё-дзю, который позже приравняли к 7-му дану, был одним из самых высоких. Выше были лишь звания мэйджин и дзюн-мэйджин, которое присваивалось в исключительных случаях. Однако без санкции го-докоро разряд не мог быть повышен.

При сёгуне Иэясу Токугаве с 1605 года стали проводиться официальные игры «О-сиро-го» (Го-Замок) между сильнейшими игроками в присутствии сёгуна. При императорском дворе Японии были приняты состязания поэтов и другие состязания в традиционных японских искусствах, поэтому при дворе сёгуна стали проводить подобные мероприятия по го. Известно также, что Санса Хонинбо прослыл «ухом» сёгуна и доносил до сёгуна всё, что становилось ему известно из разговоров игравших. О нравах при дворе сёгуна свидетельствует следующая зарисовка из «Хагакурэ».

Однажды в Эдо четыре или пять хата-мото собрались для игры в го. В какой-то момент игры один самурай вышел из комнаты, а другие тем временем затеяли драку. В результате один человек был убит, погас свет и воцарился беспорядок. На шум прибежал отсутствовавший самурай.

- Успокойтесь! Ваша ссора ничего не стоит. Зажгите лампы и позвольте мне сказать свое слово! - воскликнул он. Когда лампы были снова зажжены и все успокоились, этот самурай выхватил меч и отрубил голову одному из повздоривших.

- Моя самурайская удача изменила мне, и я не участвовал в потасовке, - сказал он впоследствии. - Если это будет понято как малодушие с моей стороны, то мне придётся совершить сэппуку. Даже если этого не случится, мне нечего будет ответить людям, которые уличат меня в том, что я умышленно сбежал в туалет. В этом случае мне тоже останется только совершить сэппуку. Я зарубил человека, потому что желаю умереть как победитель врага, а не как подозреваемый в трусости.

Когда сёгун услышал об этом, он похвалил самурая.

Сначала игры в го при дворе сёгуна проводились нерегулярно, но в 1628 году, после переезда в замок Эдо, матчи стали ежегодным событием. Только главы четырёх го-школ и игроки, названные как дзё-дзю или дзюн-мэйджин, могли принимать участие в этих играх, хотя это правило не всегда строго соблюдалось.

Мэйджин никогда не принимал участия, он находился над схваткой.

Считается, что эти четыре го-школы были основаны в 1612 году, когда все сильнейшие игроки (дзё-дзю и более сильные) были впервые награждены ежегодным жалованьем (до этого только Санса Хонинбо получал государственные деньги). Санса основал наиболее престижную и поддерживаемую властью школу, которую назвал Хонинбо-школой. Его ученик, Ясуи Рокудзо, который позже изменил своё имя и стал Сантэцу, основал Ясуи-школу. Основателем школы Иноуэ стал Иноуэ Гэнкаку Инсэки, ученик Накамуры Досэки, который, в свою очередь, был учеником Сансы Хонинбо. Четвёртая школа Хаяси, была основана Хаяси Монюсаи, учеником давнего противника Сансы, Касио Ригэна.

Благодаря этим четырём школам вся дальнейшая 250-летняя история японского го — это рассказ о том, как эти школы конкурировали между собой (обычно за доской, но иногда и на политическом поле). Школа Хонинбо была наиболее успешной, хотя и у неё были плохие времена, особенно в начале 18-го века. Тем не менее десять игроков школы Хонинбо носили звание мэйджина. Титул пожизненного мэйджииа подкреплялся государственным постом при дворе сёгуна.

Го считается стратегической игрой на захват территории, и считалось, что самурай обязан был уметь играть в го. Действительно, игра несколько напоминает империалистический раздел мира из недавнего прошлого, где две супердержавы постепенно делят мир, вступая в локальные конфликты по краям своих империй.

Однако после реставрации Мейдзи, когда императорская семья вернулась к власти, го перестало финансироваться за счёт государства и пост го-докоро был упразднён. Императорская семья всегда более тяготела к рэндзю.

В двадцатом веке титул мэйджина перестал быть пожизненным, а стал разыгрываться в матчах между представителями различных го-школ и клубов и затем между сильнейшими игроками.

Нобелевский лауреат Ясунари Кавабата довольно подробно описал этот период в своём романе «Мэйджин». Основой романа послужили реальные события прощальной партии между последним из пожизненных мэйджинов Сюасаем Хонинбо и Китани Минори.

Однако Китани Минори не суждено было стать мэйджином, он проиграл матч китайцу Цинь Юаню. Цинь Юань ещё долго удерживал звание сильнейшего игрока в го. После второй мировой войны он вернулся в Китай и основал современную школу го в Китае и написал много книг. В свою очередь Китани Минори основал свою школу го, и многие его ученики выигрывали престижные титулы японского го. Среди учеников школы Китани Минори, умершего в 1975 году, насчитывается около пятисот данов.

В Европу игра го попала в конце прошлого века и приобрела наибольшее распространение в Германии. Профессор математики Коршельд в 1905 году знакомит с го немецких студентов, включая Эдварда Ласкера, которые заинтересовались этой занимательной игрой. Эдвард, чей однофамилец Эмануил Ласкер был в то время чемпионом мира по шахматам, изучает игру и показывает ее Эмануилу после его возвращения в Германию.

Эдвард издает знаменитую книгу «Го и Го-моку» в 1934 году на английском языке. Затем Эдвард переезжает в США и становится одним из основателей американского го. (Являясь соседями Китая, россияне открыли для себя го почти на десятки лет позже Запада только после публикации Филатова Ю.П. в журнале «Знание - сила» в 1974 году).

Во время второй мировой войны японцы играли в го, несмотря на бомбежки. Так, но свидетельству участников матча на титул Хонинбо, проходившего на окраине Хиросимы в августе 1945 года, атомная бомба сброшенная американцами на Хиросиму, взорвалась между 106 и 107-м ходом второй партии матча между Хасимото и Ивамото. Ударная волна выбила стекло из окна комнаты, где проводился матч, и разметала камни. Несмотря на это, позиция была восстановлена и партия продолжалась (!).
В послевоенной Японии происходит раскол на несколько Федераций, которые долго не могли объединиться, и только с 1961 года начинается розыгрыш современного титула мэйджина, который первым выиграл Фудзисава Сюко.

В нашей стране игра стала популярной после серии публикаций Валерия Асташкина и Георгия Нилова под названием «Школа Го» в журнале «Наука и Жизнь» в 1976-1977 годах.

В настоящее время го признано видом спорта в России, игроки регулярно принимают участие в международных соревнованиях и даже выигрывали чемпионат Европы. Существуют звания мастер спорта по го, гроссмейстер по го. В Японии используется традиционная система кю-дан: низшим разрядом является 20-й кю, высшим 1-й кю, далее следуют мастерские категории, в которых 1-й дан — низший и 9-й дан — высший. Молодой игрок, добившийся 5-го дана до 20 лет, может поступить в профессиональную школу, где получит профессиональный разряд.

Сильнейшие игроки в современном го — представители Китая, Японии и Кореи.

Сильнейший игрок Кореи — Ли Чанг-хо, в Китае — Чанг Хао.

Один из сильнейших игроков Японии — кореец, выросший в Японии, Чо Чикун, воспитывался в го-школе легендарного Китани Минори. Он уже много лет носит знание мэйджина. Когда Ёда Норимото, претендент на титул мэйджина, сказал, что ему хотелось бы хоть раз стать обладателем титула мэйджина, то Чо Чикун пожелал ему долгой жизни, сказав, что в ближайшие 10 лет не собирается расставаться со своим титулом.

 

 

 

 

 

 

  1.   Персоналии
  2.   История знаковых игр
  3.   Наша игротека
  4.   Головоломки, лингвистические игры
  5.   Теория
  6.   Прикладные аспекты
  7.   Наши рецензии
  8.   Журнал в журнале
  9.   Прямой эфир
  10.   Библиография и её история
  11.   Коллекционирование

Яндекс.Метрика