Цели
  Преамбула
  Членство
  Контакты
  Ссылки
  Карта
  Новости
  Отзывы
  English
  Главная
 

Носовский А. История рэндзю.                                            4 стр.                                                        

 

Игра гомоку-нарабэ сначала появилась в простей­шем варианте типа «пять в ряд». Практически эта игра известна во всём мире в своём первозданном виде.

Местом рождения рэндзю считается дельта реки Хуанхэ в Китае. Время рождения — XX век до новой эры, то есть этой игре уже около 4000 лет! Это позволяет считать рэндзю одной из самых древних и простейших (по правилам) логических игр.

Под названием «пять в ряд» она широко рас­пространена в мире и до сих пор, но имеет и мас­су других названий. Например, у нас в России эта игра известна как «крестики-нолики на бесконеч­ном поле», в Швеции — «люфаршак», в Китае — «ущитси», в Германии — «гобанг», в Англии — «го-моку», во Франции — «мопьён», в Корее — «о-мок», во Вьетнаме — «каро», в Чехии и Словакии как «пискворки», в Венгрии «амёба». В Япо­нии она наиболее известна как «гомоку-нарабэ», а в большинстве других стран, помимо «пять в ряд», она часто называется «конект 5».

Международная Федерация Рэндзю приняла в качестве официального названия этой игры сло­во «рэндзю», означающее в переводе с японского «нитка жемчуга». Это название предложил 6 де­кабря 1899 первый пожизненный мэйджин Гораки Токояма.

Дамы, аристократки императорского двора Японии, часто играли в рэндзю чёрными и белы­ми жемчужинами на деревянной доске. До сих пор в императорском музее города Киото нахо­дится доска, которую использовала император­ская семья.

Па вопрос: «Не доска ли это для го?» — от служителя музея был получен отрицательный ответ.

Из средства проведения досуга аристократов императорского двора игра быстро попала в на­родные массы и, по свидетельствам летописцев 16—17 века, в неё играли все: от стариков до де­тей. Простолюдины использовали в качестве дос­ки расчерченную песочницу и белые и чёрные ка­мешки — гальку, которая в изобилии попадалась на побережье.

В древности го и рэндзю обозначались сход­ными иероглифами, игрались па одной и той же доске, одинаковыми фишками, поэтому сейчас довольно трудно определить, какую именно игру имел в виду тот или иной летописец. «Го» в пере­воде с японского означает «пять», и это вносит дополнительные трудности в определение, какая иг­ра имеется в виду — «пять в ряд» или «го» — в древ­них текстах.

Где-то с середины 15 века стали встречаться разные названия в японской литературе, напри­мер: «какуго» («пять ступеней» — яп.), «горэн» («пять в ряд» — ян.), «госэки» («пять камней» — яп.), «гомокупарабэ» («рука, ставящая пять кам­ней» — яп.) или просто «гомону» («пять пунктов в ряд» — яп.).

Древняя легенда, дошедшая до нас из глуби­ны веков, гласит, что император Китая послал от­ряд из 4000 молодых юношей и девушек на Япон­ские острова с целью доставки в Китай целебного корпя хризантемы, который, по преданиям, про­длевал жизнь. Однако, познакомившись с красо­той природы Японии, они отказались возвратить­ся в Китай. Что в этой легенде правда, а что явля­ется вымыслом, сейчас уже не определишь. Но то, что две эти страны имеют сходную письмен­ность, логические игры и культуру - это факт.

По свидетельствам древних историков, игра была привезена на Японские острова в 270 году нашей эры китайскими эмигрантами. Именно с рэндзю начиналось обучение детей всем другим японским играм. Попав на Японские острова, иг­ра приобрела новое качество, японцы добавили в правила понятие фола 3x3. Данное правило су­ществовало и для чёрных, и для белых, длинный ряд не являлся победой.

В период с 7 по 11 век император запретил играть в го и рэндзю иначе как во дворце в Киото. Однако в 1081 году этот запрет был снят.

Период войн в Японии и воцарение сёгуната привели к изменению статуса игр. Так, на­пример, сегун Токугава запретил азартные игры вроде костей, нардов и карт. Японский вариант нардов «сугороку» был практически забыт боль­шинством японцев. По свидетельству японских историков, императорский двор, который ос­тался в древней столице Киото, сохранял при­страстие к игре в рэндзю, однако победители са­мураи (двор правителя сёгуна Токуганы) пере­ехали в Эдо (Токио) и, в основном, культивиро­вали го и сёги. Были открыты профессиональ­ные школы по го и сёги, их главы получали от государства финансовую поддержку и даже имели посты при дворе сёгуна «гo-докоро» и «сё­ги-докоро».

Таким образом, игры разделились на поддер­живаемые сёгунатом го и сёги, которые культиви­ровались самураями, и рэндзю — игра созидатель­ного типа, не связанная с военными стратегиями, которая стала игрой для народа и опальной императорской семьи.

Только с эпохой Мейдзи, реставрацией импе­раторского двора, рэндзю вновь обретает второе рождение и получает поддержку императора. Вы­ходят первые книги по теории рэндзю, проводят­ся первые соревнования на титул мэйджина по рэндзю.

Государственная поддержка го и сёги пре­кращается. Все три игры уравниваются в воз­можностях. Теперь поддержку профессиональ­ным школам игроков в го, сёги и рэндзю оказы­вают газеты.

Первым мэйджином по рэндзю в 1901 году стал Гораки Токояма владелец газеты «Йорозу-чо-хо», который оказал существенное влияние на возрождение японских традиционных игр рэндзю и карута. Только три титула мэйджина среди профессионалов существовало в Японии до 1945 го­да (го, сёги и рэндзю). В то время титул мэйджина оставался за игроком до тех пор, пока он руко­водил федерацией, и фактически оставался им пожизненно. Третий пожизненный мэйджииТакаги Рокусан — провёл реформирование пра­вил рэндзю и предложил уменьшить доску до раз­меров 15x15.

После Второй мировой войны в Японском рэндзю не оказалось лидера, способного объеди­нить игроков в одну федерацию, и в результате возникло четыре федерации, три из них посте­пенно к шестидесятым годам двадцатого века объединились в одну федерацию «Нихон Рэндзю-Ся», однако ещё одна японская федерация - «Зеннихон Рэндзю Ренмэй» - по-прежнему куль­тивирует вариант игры на доске 19x19 и без пра­вила фола 4x4 для чёрных. После Второй миро­вой войны профессиональная лига по рэндзю не восстановилась, и теперь большинство игроков в рэндзю имеют обычную профессию.

Большая часть игроков играет в соревновани­ях обеих федераций, тем более что уже несколько лет по версии «Зениихон Рэндзю Ренмэй», мэйджин господин Морита не может сыграть мэйджин-матч из-за проблем с организацией отбо­рочного турнира «Мэйджин-сэн».

С 1962 года розыгрыш титула мэйджин стал ежегодным - первым мэйджином нового времени стал Ямакита, обыгравший в матче за это звание Мицумори. Па протяжении последних двадцати лет в рэндзю доминировал Сигэру Накамура, он многократно выигрывал титул мэйджина по рэндзю, а также дважды завоевал титул чемпиона мира в 1989 и 1991 годах, прекратив в дальней­шем своё участие в чемпионатах мира.

В конце 1999 года в древней столице Японии Киото состоялся матч между двукратным чемпио­ном мира (1993 и 1999 годов) Андо Мэритэ (Эс­тония) и Сигэру Накамурой, который завершился в упорной борьбе 3,5 - 2,5 в пользу эстонца.

Перед каждой партией игроки определяют с помощью «нигири», кто будет играть каким цветом в данной партии. Один из играющих берёт горсть чёрных камней, а другой берёт горсть белых кам­ней, и высыпают их на доску, далее игроки опреде­ляют чётность камней, находящихся на доске. Ес­ли общее количество камней чётное, то игроки на­чинают играть партию тем же цветом, что и до же­ребьёвки, если нет, то меняются цветом.

Первый ход в партии делают чёрные, это от­личие почти всех восточных игр от европейских, например шахмат и шашек, где первый ход всегда делают белые.

В китайской и японской мифологии белые и чёрные всегда рассматриваются как силы добра и зла, и партия в любой игре есть борьба и единст­во противоположностей, сил тьмы и света.

Поэтому партию всегда начинают чёрные - силы зла бросают вызов. Белые - силы добра - отвечают на вызов и поэтому ходят вторыми.

Второе отличие то, что в рэндзю и го ходы де­лаются на пересечение полей, а не в клетки.

Начинающий в партии всегда имеет преиму­щество, до начала 20 века это преимущество бы­ло не столь заметно. Однако и в го, и в рэндзю в начало столетия ввели новые правила: в го для уравнивания шансов сторон стали добавлять «ко­ми» - некоторое количество очков. А Такаги Рокусан предложил усовершенствовать правила рэндзю, сократив доску с 19x19 до размера 15x15, и ввести правила фола 3x3, 4x4 и длинно­го ряда только для чёрных — эти правила мы те­перь называем современными классическими. Чёрным оставлена лишь одна выигрышная вилка 4x3, а у белых появилось новое оружие: вынуж­денное построение чёрными запрещённых вилок типа 3x3, 4x4 длинного ряда.

Традиционно в Японии существует японская система спортивных разрядов — кю и даны. Выс­шим разрядом (кю) считается 1-й, низшим в рэн­дзю — 12-й. Мастерские категории называются данами. Низший дан — 1-й, высший — 9-й. За ус­пехи в турнирах в Японии можно получить мак­симально лишь 7-й дан, звания от 8-го дана и вы­ше присваиваются только участникам матчей за высший титул мэйджин или внесших большой вклад в развитие игры.

С 1989 года Международная Федерация Рэн­дзю разыгрывает один раз в два года звание чем­пиона мира, чемпионаты прошли в 1989 (Киото, Япония), 1991 (Москва, СССР), 1993 (Арьеплог, Швеция), 1995 (Таллин, Эстония), 1997 (Санкт-Петербург, Россия), 1999 (Пекин, КНР), следующий, 2001 года, планируется про­вести в Киото (Япония).

Чемпионами мира становились японцы Сигэру Накамура, Норихико Кавамура, Казуто Хасегава и эстонец Андо Мэритэ. Лучшее достижение россиян в очных соревнованиях: Игорь Синёв — 2-е место на чемпионате мира 1999 года. Россия­не дважды — в 1990 и 2000 годах — выигрывали командное первенство мира, а также становились чемпионами мира в заочном рэндзю: Владимир Сапронов, Александр Носовский, Юрий Таранников и Олег Федоркин.

В современных соревнованиях мастеров (об­ладателей категории дан) применяют также и специальный дебютный регламент, полностью уравнивающий шансы сторон:

После третьего хода (второго хода начинаю­щего партию) его соперник имеет право поме­няться с ним цветом шашек.

 

  1.   Персоналии
  2.   История знаковых игр
  3.   Наша игротека
  4.   Головоломки, лингвистические игры
  5.   Теория
  6.   Прикладные аспекты
  7.   Наши рецензии
  8.   Журнал в журнале
  9.   Прямой эфир
  10.   Библиография и её история
  11.   Коллекционирование

Яндекс.Метрика