Цели
  Преамбула
  Членство
  Контакты
  Ссылки
  Карта
  Новости
  Отзывы
  English
  Главная
 

Кислюк Л.У. Краткая история японских шахмат сёги.               5 стр   

Историю любого предмета естественно начинать с его возникновения. Так вот, что касается сёги, то про их возникновение можно высказать два взаимно исключающих утверждения: 1) момент возникновения сёги довольно хорошо известен; 2) возникновение сёги теряется во тьме веков. Дело в том, что первое утверждение относится к сёги в их современном виде, а второе - к сёги в их первоначальном виде. Наш краткий экскурс в историю сёги мы начнём с самого начала, т.е. с их изначальной формы.

У сёги, как и у европейских шахмат, общий предок - древнеиндийская игра чатуранга. Чатуранга из Индии распространялась на Восток и Запад. Нас, естественно, больше интересует восточное направление. По пути своего распространения игра очень сильно изменялась, и в VIII веке она через Китай попала в Японию, вместе с буддизмом, иероглифической письменностью, облавными шашками вэйци/го и др. Иногда можно встретить утверждения, что идея шахматной игры попала в Японию в VII или даже VI веке, но это вряд ли, т.к. достоверные сведения о возникновении шахмат в Китае указывают на VIII век, а в Индии - родине шахмат - на V.

Однако точно неизвестно, что за шахматы появились в Японии в то время. Конечно, это наверняка были, с одной стороны, китайские шахматы сянци, но достоверно известно, что были там и какие-то другие разновидности шахмат. Среди этих других была игра на доске 9x9, как в современных сёги. Самые древние фигуры сёги были найдены на территории храма Кофукудзи, г. Нара, они относятся к середине XI века. Форма этих фигур была уже вполне современная - пятиугольная, напоминающая вид обелиска сбоку, изготовлены они были из дерева. На фигурах, как и теперь, иероглифами были написаны их названия.

Несколько лучше известны сёги более позднего периода, названные хэйанскими, по названию соответствующего периода японской истории Хэйан (794-1192 гг.). Историки японских шахмат упоминают две формы хэйанских сёги - малые и большие. В малые хэйанские сёги играли на доске 9(горизонталь) х 8(вертикаль). Расположение, названия и ходы фигур в них уже очень напоминают современные сёги. На первой горизонтали стоят точно такие же фигуры, что и в настоящее время: в центре король, справа и слева от него - золотые генералы, далее идут серебряные генералы, кони и копья; второй или средний ряд, в отличие от нынешних сёги, пустой; в третьем ряду мы опять видим полное совпадение с нынешними сёги - этот ряд заполнен пешками. Ходили и превращались фигуры малых хэйанских сёги точно так же, как и теперь, но с одним исключением - побитые фигуры не принимали дальнейшего участия в игре, и, следовательно, сбрасываний не было. Применялось ли в вариантах сёги, предшествующих современным, повторное использование побитых фигур путём их сбрасывания на доску, точно не известно. Некоторые исследователи утверждают, что сбрасывания появились уже в конце хэйанского периода, но это маловероятно. Возможно, что эти были единичные попытки, не получившие тогда широкого распространения.

В дальнейшем развитие сёги в течение некоторого времени шло в основном по пути гигантомании. Уже большие хэйанские сёги сделали шаг на этом пути: в них играли на доске 13x13, у каждого игрока было по 34 фигуры (в малых хэйанских сёги - по 18). Затем появлялись и другие варианты, как более крупные, так и поменьше. Приведем краткое описание некоторых из них в порядке нарастающей сложности.


Малые сёги. Несмотря на своё название, эта игра по числу фигур (по одним данным, 46, по другим - 42) превосходит современные сёги. Игровая доска та же самая - 9x9.

Средние сёги игрались на доске 12x12 девяносто двумя фигурами.

Большие сёги. Доска 15x15, число фигур 130.

Большие-большие сёги. Доска 17x17, число фигур 192.

Мака большие-большие сёги. Размер доски увеличился до 19x19, но число фигур осталось таким же, как и в предыдущем варианте 192.

И, наконец, это стремление к гигантомании привело к возникновению         Тай сёги (великих сёги), в которые играли 354 фигурами на доске 25x25.

В современной Японии ещё можно встретить людей, играющих в малые и средние сёги, но число их очень невелико.

В конце XVI века император Го-Нара произвел реформу сёги, взяв за основу сёги малые (см. выше). Число фигур было уменьшено до 40, но главное нововведение заключалось в том, что побитые фигуры стали переходить к игроку, который их побил, и в дальнейшем он мог на своем ходу сбросить их на доску как свои.

Сёги издавна пользовались популярностью у всех сословий Японии, в том числе и у низших, несмотря на то, что игровые комплекты стоили дорого. Новые, реформированные сёги, были высоко оценены тремя выдающимися полководцами Японии - Нобунага, Хидэёси и Иэясу. В начале XVII века, когда последний из них стал военным правителем Японии - сёгуном (кстати, в словах «сёгун» и «сёги» первые иероглифы одинаковы и означают «генерал»), он создал специальное учреждение сёгидокоро (комитет по сёги) для оказания правительственной поддержки развитию сёги, в том числе и финансовой. Был введен титул «мэйдзин» (великий мастер) и система «иэмото», суть которой была в передаче мастерства по наследству внутри семьи, т.е. сёги становились потомственным занятием - создавались династии по этой профессии. В настоящее время система «иэмото» для сёги не применяется, но она сохранилась в других видах японской культуры, например в чайной церемонии и икебане. Первым мэйдзином в области сёги был Сокэй Охаси (1555-1643 гг.).

Когда в 60-е годы XIX века в Японии начались крупномасштабные преобразования с целью приблизить страну к западной цивилизации, можно было ожидать, что резкое усиление позиций европейской и американской культуры ослабит популярность всего японского, в том числе и сёги. Но произошло прямо противоположное. С 1871 г. появились многочисленные газеты и журналы, которые стали популяризировать сёги по всей стране, во многих из них стали печатать постоянные колонки, посвященные сёги. В 1924 была создана Токийская ассоциация сёги, которая позднее превратилась во Всеяпонскую. В 1925 г. к газетам и журналам присоединилось радиовещание, а после Второй Мировой войны и телевидение. В этот же период был увеличен выпуск книг посвященных сёги, стали выходить журналы, специализирующиеся на этой теме, были уточнены некоторые правила. С 1955 г. в городе Тэндо регулярно проводятся фестивали сёги, причем на вершине горы Майдзуру, расположенной вблизи этого города, проходит красочное театрализованное представление «живые сёги» - розыгрыш партии, в которой люди изображают шахматные фигуры.

В последние 20 лет сёги уверенно вышли за пределы Японии. В связи с этим резко возросло количество литературы по сёги на иностранных языках (в основном на английском). Чтобы уменьшить трудности, возникающие у иностранцев, было создано несколько вариантов неяпонских (т.е. не иероглифических) обозначений на фигурах и записи ходов (нотации). Однако практика показала, что те, кто серьезно интересуется этой игрой, легко усваивают иероглифы на фигурах. Но что касается неяпонской записи ходов, то в практику устойчиво вошла система, предназначенная для незнающих иероглифы и основанная на использовании латинских букв и арабских цифр. Начиная с 1983 года ежегодно проводятся международные турниры по сёги. В 1999 году в Токио был проведен Первый Международный Форум любителей сёги, который должен регулярно повторяться. Второй такой форум состоялся в 2002 году. На обоих форумах были представители России. В настоящее время наиболее сильным игроком сёги в мире является представитель Японии Ёсихару ХАБУ.

На этом можно было бы закончить наш краткий экскурс в историю сёги, если бы не одно обстоятельство - сёги сами и есть история. Дело в том, что в отличие от европейских шахмат - игры интернациональной - сёги несут в себе отчётливый национальный колорит. Можно много говорить на эту тему, затрагивая её различные аспекты - психологический, религиозный, культурный и др. Но мы остановимся только на одном - историческом.

Японию долгое время раздирали феодальные кланы, ведущие между собой бесконечные войны. К XVII веку среди них наиболее сильным оказался клан Токугава во главе с большим любителем сёги Иэясу, объединившим в начале XVII века страну военным путем. В ходе этого процесса стало правилом включать воинов побежденной стороны в армию победителя. Под влиянием этого ставшего привычным явления императором Го-Нара было введено в сёги новое (или узаконено старое) правило перехода побитой фигуры к побившему её игроку.

На раннем этапе японской истории страна испытывала сильное китайское влияние. Это полностью относится и к японским шахматам. Хотя отдельные общие признаки сближают сёги с таиландскими и бирманскими шахматами, но преобладающим было китайское влияние. При всей непохожести японских сёги и китайских сянци бросается в глаза сходство начальной расстановки фигур в обеих играх: впереди пешки, в среднем ряду всего две фигуры, и в последнем ряду все остальные фигуры. Кроме того, в обеих играх произошло как бы удвоение ферзя: в сянци он превратился в двух телохранителей, а в сёги - в двух золотых генералов, и в обеих играх эти ведущие своё происхождение от ферзя фигуры примыкают к королю справа и слева.

Но кроме китайских шахмат существуют и корейские - чанги. Корейские и китайские шахматы - очень близкие родственники, и произошли чанги от сянци. Но по ряду признаков чанги больше напоминают сёги, чем сянци, поэтому чанги находятся где-то между сянци и сёги, хотя и ближе к первым. Это ни в коей мере не противоречит китайскому фактору в формировании сёги: ведь хорошо известно, что корейцы были проводниками китайского влияния на Японию. Поэтому можно утверждать, что до некоторой степени не только китайцы, но и корейцы были соавторами японцев в создании сёги. Насколько мне известно, эта идея никогда раньше не высказывалась, поэтому приведу несколько аргументов для ее обоснования.

И сёги, и чанги пишутся одинаковыми иероглифами и переводятся одинаково - игра генералов, в то время как в сянци первый иероглиф другой и означает это слово игра слонов. В сянци превращается только одна фигура - пешка, в сёги - 7 фигур (пешка, копье, конь, серебряный генерал, слон и ладья), а в чанги - 3 фигуры (пешка, пушка и ладья). В сянци целый ряд фигур (король, телохранитель, слон) имеет ограниченную зону перемещений по доске, в сёги таких ограничений нет, а в чанги такие ограничения наложены только на 2 фигуры - короля и телохранителей.

И в заключение хотелось бы отметить еще один любопытный момент. Если сравнить историю Китая, Кореи и Японии и историю шахмат этих стран, то мы обнаружим удивительные параллели. Эти страны долгое время развивались своим путём, очень отличным от западного. В середине XIX века все они сделали попытки реформ в западном духе, но удались эти реформы только в Японии. В результате Япония стала страной, с одной стороны, очень сильно приблизившейся к Западу, но с другой стороны она сохранила своё уникальное национальное лицо и осталась совершенно непохожей на другие страны, в то время как судьбы Китая и Кореи оказались совсем другими и схожими между собой - реформы в них провалились и приблизиться к Западу им ещё долго не удавалось.

А теперь сравним друг с другом сянци, чанги и сёги. В то время как сянци и чанги очень похожи друг на друга, сёги явно стоят особняком. Целый ряд признаков сближает сёги с европейскими, т.е. с западными шахматами: полем и в сёги, и в европейских шахматах является квадрат, в то время как в сянци и чанги это точка; по размеру доски сёги стоят между европейскими и китайско-корейскими шахматами - у европейских шахмат доска имеет размер 8x8, у сёги 9x9, а у сянци и чанги - 9x10; в сянци и чанги ряд фигур может двигаться только в пределах определенных зон, а в сёги и европейских шахматах таких ограничений нет. Но сёги не только похожи на европейские шахматы, но и коренным образом отличаются от них, т.к. в шахматах европейских нет ничего похожего на участие в игре побитых фигур.

Но шахматы Китая, Кореи и Японии окончательно оформились задолго до XIX века. Так что же, в этих шахматах в зашифрованном виде предсказана судьба этих трёх стран в XIX и XX веках? Желающие могут думать и так, но конечно разумнее считать это просто редчайшим совпадением. Однако раз этот казус так хорошо (?? – Т.В.) смоделировал исторический процесс, то он заслуживает внимания никак не меньше, чем например скала, ставшая под влиянием ветра и воды похожей на созданную человеческими руками скульптуру и потому привлекающая толпы туристов. И пусть эта игра случая помогает нам лучше прочувствовать исторические судьбы Китая, Кореи и Японии.

 

 

  1.   Персоналии
  2.   История знаковых игр
  3.   Наша игротека
  4.   Головоломки, лингвистические игры
  5.   Теория
  6.   Прикладные аспекты
  7.   Наши рецензии
  8.   Журнал в журнале
  9.   Прямой эфир
  10.   Библиография и её история
  11.   Коллекционирование

Яндекс.Метрика