Цели
  Преамбула
  Членство
  Контакты
  Ссылки
  Карта
  Новости
  Отзывы
  English
  Главная
 

 

Чащихин В.  В  начале были шахматы.                                          12 стр.

Фрагменты из книги «История и фундаментальные основы» - М, 1997, 94 с.

 

            «Египетские жрецы шахматную игру причисляли к числу наук, в то время, когда оные одним только им были известны». "Scientia est corum, quae consistunt in intellectu". - А. Д. ПетровШахматная игра...” 1824. (Ну и где доказательства? У Чащихина их тоже нет.– Т.В.)

 

            Во всех последующих обзорах  по истории шахматной игры это упоминание Петрова о египетских жрецах полностью игнорируется!

            В данной работе рассматриваются некоторые аспекты шахматной науки, которые сознательно замалчиваются или преднамеренно искажаются современными средствами массовой информации.

***

            "Игра шахматная известна всем народам. Это единственная игра, которая сообразна с характером истинных философов, умом глубокомысленных, душ бескорыстных. Кучи золота не имеют в оной никакой цены.(Не смешите современных гроссмейстеров, товарищ Петров! – Т.В.) Дать мат есть единственная цель всякого игрока. Мат есть единственное его услаждение. Целые дни играют, не имея иного в виду, кроме славы выиграть игру." — "Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игор Филидора и примечаний на оные, изданная Александром Петровым" СПб, 1824 (в дальнейшем — Петров).

 

Предмет

            Прежде чем судить о предмете и пересматривать неправильные, но устоявшиеся взгляды на этот предмет, нам необходимо максимально чётко разобраться в сущности предмета в целом и во всех отличительных нюансах рассматриваемого предмета от других предметов, внешне похожих. Попутно мы обязаны доказать высокую социальную значимость предмета, чтоб подчеркнуть, что занимаемся мы не пустячным делом.

            В Энциклопедическом словаре "Шахматы" - М. СЭ 1990 (в дальнейшем - ШЭС) статья начинается так: ШЭС: Шахматы, древняя индийская игра ...

 

RR  Последние два слова вызывают у нас протест. Академичнее называть шахматы культурой, а не игрой, ибо они являют собой не только игру, но ещё науку, спорт, а лучшие шахматные партии достигают высот искусства. Кроме этого есть ещё по меньшей мере три чрезвычайных отличия, которые значительно возвышают шахматы над прочими играми и забавами -  своя многовековая история, внутренняя тайна, прикладной фактор.

            Шахматную культуру можно рассматривать как целый мир во  всём многообразии, что свойственно миру: - здесь можно жить ради великого искусства, имя которому ШАХМАТЫ, но можно жить и благодаря своей какой-то причастности к общественным  или к государственным структурам, занимающихся различными вопросами шахматной игры; - анализировать можно и в одиночку - и это всё ещё будут шахматы, хотя основное их предназначение - противоборство, а это уже требует от шахматиста и знания психологии и владения актёрским мастерством; - в шахматах при желании (как, впрочем, и в жизни) можно найти и нравственные вещи, например, идею - "о самопожертвовании, то есть о человеческом стремлении к идеалу, о радости самопожертвования ради идеи" (к чему пришёл Алехин); - и главный принцип обывателей - "безопасность прежде всего" (к чему пришли другие); - и к любви - "Человека, который не знает, что такое шахматы, мне жаль ничуть не меньше человека, не знающего, что такое любовь. Как в любви, как в музыке, в шахматах кроется сила, приносящая радость людям" (к чему пришёл Зигберт Тарраш); - и к дьяволу: "на самом верху шахматы - игра дьявольская" (к чему пришел Б. Спасский); - но можно прийти и к Богу - и в этом нет ничего чрезвычайного, ибо все праведные пути ведут к Нему;

            И не дано узнать, что там нас ожидает, когда открыта будет тайна их.

(Зачем же так уныло? Там вас ожидает Трубицын В.А. с Общей шахматной теорией. Только и всего. Не стоит нагонять жути на ровном месте, коллега! Подробности – на этом же сайте.)

***

            Если Вы уделяете внимание к шахматам лишь изредка, да только после трудов праведных, то они (то есть шахматы) для Вас всего лишь отвлечение (забава, игра). Если же Вы намерены доказать за доской всем соседям, как ближним, так и дальним, что Ваше понятие этой игры гораздо глубже, то шахматы становятся для Вас спортом. Если Вашими партиями восхищаются многие годы, значит Вы - рядовой художник Великого искусства. Если дебютные ходы, открытые Вами, охотно применяют гроссмейстеры, значит Вам доступны шахматы на уровне науки. Итак, для некоторых людей шахматы - всего лишь забава, игра, развлечение; для волевых - спорт, для одарённых - искусство, для целеустремлённых – наука (это про меня – Т.В.), для пустых - пустота...

            Разнобой мнений очевиден и, похоже, что шахматы фактически являются мировоззренческим зеркалом.

            А вот академик Российской академии образования, профессор Б.Гершунский прозорливо заглянул в ХХI век и не нашёл в шахматах ничего особенного:

            "Собственно говоря, в полном смысле этого слова шахматы никогда не были подлинной наукой. Шахматы не могут и претендовать на это"... "Шахматы - это не стерильное занятие "чистым" искусством"... - Выносит строгий приговор академик, попутно подчёркивая, что спортивные результаты бывают и незакономерными. - Б.Гершунский "Во что мы играем? Философия шахмат ХХI века" ("64" № 2 \ 1997).

 

RR Забавно и то, что Гершунский называет всего двух известных ему шахматистов - Михаила Ботвинника и Остапа Бендера. Понятно, что при таком скромном кругозоре умных мыслей не выскажешь. Когда же не хватает интеллекта понять проблему, то проще всего назвать её пустяковиной. Как только речь заходит о философских проблемах, то решающим фактором для их постижения являются не гербовые справки о даровитости и сообразительности, а незаурядный интеллект и добросовестное отношение к делу. И вот такие профессора узурпировали наши академии.

 

В. МихайловНе всякий профессор поборник просвещения, не всякий офицер – герой». (“Шахматный листок” 1863 год.)

 

Михаил Чигорин: «Умение искусно комбинировать, способность находить в каждом данном  положении наиболее целесообразный ход, скорее ведущий к выполнению задуманного плана, выше всяких принципов, или, вернее сказать, и есть единственный принцип в шахматной игре, поддающийся точному определению... Нередко теоретическое - синоним шаблонного, ибо что такое теоретическое  в шахматах, как не то, что можно встретить в учебниках и чего стараются придерживаться, раз не могут придумать чего-либо более сильного или равного, самобытного».

 

Александр Алехин: «Шахматы нельзя сравнивать ни с одной игрой за столом, а именно по одной принципиальной причине, которая накладывает на шахматы отпечаток искусства. Другие игры при этом не унижаются, но ставятся на свои места. Принципиальная разница между шахматами и любыми другими играми, целью которых является завоевание пространства, материала и т. д., состоит в том, что шахматам присуще нечто совсем особенное, а именно - матовая идея. В начале шахматного поединка соперники тоже стараются выиграть друг у друга пространство и материал. Но как только появляется матовая идея, то есть мысль о том, как окружить главную вражескую фигуру, то для осуществления этой идеи оправданы любые жертвы времени, пространства или материала. Поэтому шахматы полезны, поэтому они так привлекательны, потому что - подчас подсознательно - напоминают нам о человеческом стремлении к идеалу, о радости самопожертвования ради идеи. И поэтому шахматы вызывают эстетические чувства, поэтому и торжествует в них чувство красоты, что внутренний дух шахмат полностью соответствует присущему нам стремлению к самопожертвованию. Про какую другую игру можно хотя бы приблизительно сказать то же самое?» (Красиво, но не точно. Великие спортсмены жертвуют своими другими призваниями – это ДА. Но из соперников они непременно сделают отбивную котлету С другой стороны, Алёхин видимо ничего не слышал о великой игре Востока го. Это и было бы ответом на его последний вопрос. Есть такая игра – и кое в чём – более изощрённая.- Т.В. )

 

Пётр Романовский: «Комбинация в шахматном искусстве представляет собой высшее выражение гармонии шахматных сил. Шахматы привлекают своей красотой в обеих её разновидностях — красотой остроты и красотой глубины».

 

***

Происхождение шахмат

 

            Шахматная доска изображает пространство, фигуры - вещество, ходы - время. Соперник символизирует судьбу, ибо не стремится способствовать нашему успеху, а каждый его промах как  подарок судьбы...

            Таково первое впечатление от шахматной игры.

            При более внимательном взгляде замечаем, что каждая фигура, распространяя какое-то воздействие на некоторые поля окружающего пространства, не защищает то поле, на котором она стоит - здесь выражена идея излучения из ничего (? – Т.В.), и это излучение может погаснуть, когда в центр излучения будет поставлена неприятельская фигура... Такая ситуация несколько шокирует нас своей абстрактностью. Однако, выясняется, что эта абстрактность обманчива.

            Излучение из НИЧЕГО...

            Так ведь это модель нашей Вселенной!

 

«В начале было Слово…».  Евангелие от Иоанна 1.1

 

Дж. Гриббин: «В начале не было ничего. Пространство, время и вещество в нашей Вселенной возникли около 15 млрд лет назад в сверхплотном огненном шаре в результате так называемого Большого Взрыва" - "Курьер ЮНЕСКО" август 1986.

 

RR  «Допуская абсолютное отсутствие материи, поверить не могу, что было абсолютное ничто. В начале была мысль, которая полностью или частично превратилась в материю. Если будет обнаружена первозданная, реликтовая мысль, это будет, пожалуй, означать, что преобразование мысли в материю было частичным. С рождением материи возникла музыка. И живопись есть принадлежность материального мира. Лишь шахматы абсолютно абстрактны и вполне могли быть в доматериальном мире». Чащихин В.Д. «Алехин: моя борьба» - М, 1992.

Эту же идею я развивал и в альманахе "Ревизия шахмат" -  "История и фундаментальные основы" (М., 1997). Являются ли шахматы той самой реликтовой мыслью или же их создатель преднамеренно зашифровал в них идеи мироздания – здесь кроется глобальная тайна шахмат.

\           Гипотеза о том, что в начале были шахматы, которую я высказал в 1992 году и продолжал развивать в 1997, пока не встретила возражений. (Потому что возможные оппоненты так и не встретили автора на своём пути, занимаясь более обоснованными гипотезами и открытиями. – Т.В.) Итак, шахматы являются частью реликтовой мысли, в которой Создатель преднамеренно зашифровал идеи мироздания.

 

***

 

            В современной научной среде есть два, принципиально отличающихся, подхода к познанию Мира и к его развитию. И этот факт - отрадное явление. Плохо когда главенствует один, ибо тогда он автоматически становится тоталитарным.

            Апологеты эволюции убеждены, что развитие Мира идёт от простого к сложному - именно они утверждают, что человек произошёл от обезьяны, а шахматы, соответственно, от чатранга. И, конечно же, когда факты противоречат эволюционной доктрине, глашатаи эволюции игнорируют эти факты, а по мере возможности - даже уничтожают.

            Другим взглядом на весь Мир является креационизм, согласно которому всё создано Богом. Во всяком случае, шахматы ярко выражают именно креационизм - здесь исходная позиция самая сложная и с каждым ходом упрощается, упрощается, упрощается - вот мы и пришли через шахматы к Богу.

 

С. Макарычев:  «Современная наука прибегает порой к неожиданным методологическим приемам, значительно расширяющим классические рамки. Это приносит прежде всего мировоззренческую выгоду, позволяет взглянуть на знакомые объекты и связи как бы со стороны.

            Приведу пример. Астрофизиками по мере накопления наблюдений и осмысления теоретических выкладок, призванных воспроизвести картину первых мгновений расширяющейся Вселенной, было обращено внимание на интересное обстоятельство. Оказывается, Бог, создавая Мир, располагал очень  ограниченной свободой маневра, поскольку даже сравнительно небольшие вариации хотя бы некоторых фундаментальных констант и начальных условий или их соотношений наверняка исключали в принципе возможность существования жизни.

            А поскольку мы существуем, то основные Законы Природы должны быть именно такими, какие есть, а значит, выводимыми из одного лишь факта нашего существования. Эта идея — несколько непривычного изменения мест объекта и субъекта научного анализа в логической цепочке — оказалась познавательно продуктивной и получила название антропного принципа.

            Бог, как удобная идеализация, присутствует в нём лишь затем, чтобы дать теоретику-исследователю "моральное право" свободно манипулировать начальными сущностями, отказываясь хотя бы мысленно от их априорной детерминированности.

            Но, если даже Мир и создан Богом, то Шахматы, безусловно,- продукт человеческой цивилизации." - "64-Шахматное обозрение" № 11 \ 1990 г.

 

RR Довольно неожиданный вывод. Уж если признавать Бога, как творца Мира, то нет оснований для ограничений Его творческого потенциала. Можно взглянуть на предмет и иначе: Шахматы являются неотъемлемой частью Мира, созданного Богом. В пользу этой гипотезы говорит и такой факт: величайшие шахматисты мира даже в период своего расцвета испытывали горечь поражения. Каждый шахматист после победы в своей первой партии полагает, что он талант, а после выигрыша к ряду десятка-другого партий начинает считать себя гением, и с новыми победами он может придти к мнению, что он более высшее существо, нежели прочее человечество. Вот для того и созданы проигрыши, чтоб человек не считал себя слишком высоко.

 

Макарычев...мы вправе, отбросив всякую мистику, задаться вопросом: насколько произвольны правила шахмат, их Законы Природы?

RR Этим вопросом можно было задаться и не отбрасывая мистику. Кстати, неясно, что именно имел ввиду Макарычев в данном тексте, употребляя слово мистика сразу после Бога, а в дальнейшем и вовсе упоминает Его со строчной буквы, что является не проявлением искренней веры, а всего лишь данью моде, когда в среде псевдоинтеллектуалов атеизм временно стал дурным тоном.

Макарычев А дуализм статуса короля? Вы когда-нибудь задумывались, как важно "заставить" его прятаться в углу на старте и в середине сражения, но затем все-таки "вытаскивать" на свет божий для активного участия в борьбе? Попробуйте добиться этого без тщательной "подгонки" сравнительной силы фигур, а особенно - величины их совокупной мощи. Чуть увеличьте эту мощь - пойдут почти неизбежные размены жмущегося в тесноте "лишнего" материала, как преамбула основной нудноватой фазы борьбы, в ходе которой только и вспомнят о роли пешек. Уменьшите - сложный, но скучноватый "эндшпильный миттельшпиль" начнется едва ли не с дебюта, независимо от "темперамента" игроков" - пишет он и в дальнейшем рассматривает возможности шахматной доски размером 9х9, попутно предлагая читателям некоторые позиции на досках 6х6 и 10х10...

RR Удивительно: проделав солидную и кропотливую работу, испытав шахматный материал на сжатие, растяжение, сдвиг и получив правильный результат, а именно - в Шахматах нельзя что-либо менять, не нарушив при этом их гармонии, не разрушив при этом их тайны, Макарычев делает неверный вывод, будто игра эта  - дело рук человеческих.

            Да полноте. Людские дела незатейлевы, например "15"  Сема Лойда или кубик Рубика. Да и в шахматах, как убедился сам Макарычев, даже такие выдающиеся игроки, как Ласкер и Капабланка, и то не смогли что-либо улучшить.

            Вслед за Филидором Макарычев утверждает  "пешка - душа шахмат". Уж  если и говорить о душе шахмат, то этим словом с полной основательностью можно назвать только инициативу, ибо она действительно одухотворяет игру.

            [ Инициатива - (от латинского initium - почин, начало). Инициатива - это душа шахмат. Борьба за инициативу это прежде всего поиск наилучшего хода. ]

            В силу того, что каждая фигура или пешка не атакует поля, на котором находится, то её атакующий потенциал всегда выше оборонительного - поэтому для успешной игры предпочтительней атаковать, нежели защищаться, но при этом, разумеется, нельзя и пренебрегать защитой. Многие наши слабые пункты вовсе не нуждаются в прямой защите, а защитимы косвенно, то есть путём создания встречных угроз на более уязвимые пункты противника.

            C первого хода и до конца партии идет неустанная борьба за инициативу и кто ею владеет, тот атакует, а другая сторона - защищается. Атакующий постоянно создаёт различные угрозы, например, захват пункта, выигрыш пешки, или даже жертвует пешку ради инициативы. Защищающийся либо зевает эту угрозу (и проигрывает), либо парирует её (и тем самым удерживает равновесие), либо создаёт встречные угрозы и тогда возможен переход инициативы к тому, чьи угрозы солиднее; иногда в связи с неточной игрой обоих, инициатива несколько раз переходит из рук в руки. В некоторых партиях инициатива как бы делится пополам - белые атакуют, скажем, на ферзевом фланге, а чёрные - на королевском.

            Инициатива и Профилактика - альтернативные понятия. Главная цель профилактики состоит в защите, но не от конкретных угроз, а от потенциально возможных.

А.А.Алехин: «Профилактика - это прежде всего заурядная трусость, которая стремится устранить всякую тень потенциальной опасности и поэтому раскрывает идею (если это вообще можно назвать идеей) защиты как таковой. С этой идеей, которая в любой разновидности борьбы равнозначна самоубийству, выжидательные шахматы - имея в виду их будущие возможности - сами себе выкопали могилу. Потому что при помощи глухой защиты можно при случае (и как часто?) не проиграть — но как с её помощью выиграть? Пожалуй, можно бы было на этот вопрос ответить так: благодаря ошибке соперника.  А что если эта ошибка не будет допущена? Тогда стороннику защиты любой ценой ничего другого не останется, как плакаться, жалуясь на непогрешимость соперника».

 

RR Можно привести кучу "гроссмейстерских ничьих", продолжительностью до 10 хода, но ни в одной из них нельзя обнаружить какую-либо одухотворённость, ибо при наличии пешек в них  отсутствует инициатива. И кроме того - шахматы содержат в себе идею о самопожертвовании, то есть о человеческом стремлении к идеалу, о радости самопожертвования ради идеи (к чему пришёл Алехин); в тандемах выражена идея содружества; наказуемые ошибки несут понятие о справедливости; в конкретно-тактическом дебюте раскрывается идея борьбы за выживание; в Шахматах нельзя что-либо менять, не нарушив при этом их гармонии, не разрушив при этом их тайны, благодаря чему они хранят свою многовековую историю».

 

***

 

Шахматные фигурки в древности

 

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

                                              Иван Бунин

 

            Нельзя удивляться, что в ранних эпохах археологические раскопки не обнаруживают подходящих для шахмат фигурок.

            Во-первых, уже давно и  чётко доказаны факты уничтожения археологических находок или полное игнорирование фактов, которые противоречат устоявшимся взглядам эволюционистов. Достаточно указать на отсутствие в ШЭС наскального рисунка из египетской могилы, относящегося к 2000 году до Рождества Христова.

            Во-вторых, это ведь только в последние века фигурки для шахматной игры стали изготавливать из камня, металла, дерева и прочих несъедобных материалов. Вполне возможно, что в глубокой (или - глубочайшей) древности на протяжении многих тысячелетий шахматные фигурки приготовлялись кулинарным способом. Да, и впрямь, разумнее и приятней в дальнем походе по огромной Империи в заплечной котомке нести какие-нибудь шахматные пельмени или печатные пряники, нежели груду шахматных камней. Вот почему прирождённые шахматисты и говорят - скушал пешку, съем ферзя, хочу ладьей полакомиться... В таком случае, мы напрасно потратим усилия в поисках.

            А если шахматы изначально были бы из камней да деревяшек, то в лексиконе шахматистов появились бы другие выражения, например, "расколю", "распилю", обстругаю", "сотру в порошок"...

            И в третьих, сами по себе шахматные фигурки, даже в полном комплекте с доской 8х8, даже, если они очень похожи на современные фигурки, отнюдь не доказывают, что ими играли в шахматы в соответствующей эпохе. Это в полной мере относится и к настенному египетскому рисунку, возраст которого 4 000 лет. Гораздо важнее чётко знать именно те фундаментальные основы, которыми в ту эпоху руководствовались игроки.

 

 

Настенный рисунок из египетской могилы. Около 2000 до Р. Хр.

Wall-paintibg from an Egyptian tomb, c. 2000 BC

 

            На египетском рисунке видно, что изображена настольная игра для двоих, причём, у одного игрока фигурки чёрные, а у другого - белые; чётко показано два этапа борьбы - на правом фрагменте соперники едва начинают партию, а на левом фрагменте - уже миттельшпиль. А поскольку дебют предшествует миттельшпилю, то общее направление чтения данных наскальных египетских иероглифов очевидно справа налево. [Следует особо подчеркнуть, что все прочие египетские иероглифы читались только слева направо. Значит данная надпись, следующая за рисунком, является зашифрованной, а сам рисунок является ключом и показывает начало чтения и направление чтения.]

            Важно и то, что фигурки вертикальные - этим выражено стремление в высь, в космос - наверняка эти фигурки были утяжелённые в нижней части, для большей устойчивости, что для строителей пирамид это было лёгкой задачей. Внешнее сходство древнеегипетских фигур с современными шахматами чрезвычайно, но не удивительно, ибо всё стремится на круги своя.

            Большего художник не даёт, может потому, что не имел права на прочие подробности, а может потому, что не был посвящён в шахматы. Но самое замечательное в настенном египетском рисунке то, что египтяне играют в игру для двоих, то есть явно не в чатурангу! (игра для четверых) - это уже полный крах концепции ШЭС. Похоже, именно по этой причине в ШЭС отсутствует этот довольно известный рисунок, ибо при наличии этого египетского рисунка невозможно вразумительно и толково доказать, что впервые шахматы появились 25 веков спустя (после этого рисунка), да ещё в образе чатуранги. Итак, настенный рисунок из египетской могилы чётко доказывает, что настольная игра для двоих (типа шахмат или чатранга) существовала по меньшей мере за 25 веков до чатуранга, до игры для четверых.

            Разумеется, совокупность настенного египетского рисунка, где играют в нечто похожее на шахматы, плюс сообщение о египетских жрецах, которые с великим почтением относились к шахматной науке - в сумме дают нам огромную уверенность, что именно в шахматы играли 4000 лет назад. Но с абсолютной гарантией можно говорить о шахматах только тогда, когда имеются чёткие указания на фундаментальные основы.

 

***

            Да, шахматы скрывались от простого люда и с этой целью фигуркам можно было придать сверхфантастические формы или сверхпримитивные, но игроки должны были как-то различать фигурки, то есть, у фигурок должны были быть какие-то знаки различия (пусть сколь угодно малозаметные для постороннего взгляда). И ещё - необходимо было как-то записывать игранные партии, ибо то, что прячется от других, то должно храниться для себя. Значит, должна была существовать и какая-то нотация. Возможно, что она была такой: на каждой фигурке в виде орнамента обозначался спектр ходов данной фигурки.

 

            Может историкам встречались в старинных манускриптах записи с использованием таких знаков?

 

 

Почему шахматы утаивали от народа?

 

            Кстати, можно констатировать, что и в наше время утаиваются от народа, но теперь уже не сами шахматы, ибо их утаить уже невозможно, а многие важнейшие принципы и приёмы шахматной игры; причём утаиваются сознательно и изощрённо современными псевдопросветителями.

            Так было всегда. Правители пекутся о чём угодно, но только не о просвещении.  

"Величайшей задачей правителей было сохранить народ в простоте. Знание считалось главной причиной зла. Трудности управления народом возникают из того, что он слишком много знает. - Говорил Лао-цзы, предшественник Конфуция - Тот, кто думает управлять мудростью, будет бичём государства, кто думает править иначе - его благоволением".

 

RR Лао-цзы жил в VII-VI веках до н.э. и он не столько утверждал невежество, сколько констатировал стремление правителей ко всяческим ограничениям и запретам.

            Людьми ленивыми и нелюбопытными управлять гораздо легче, чем людьми самостоятельными и образованными.

            Шахматы, как никакая другая культура, практически вынуждают шахматиста заниматься историей, а это уже формирует мировоззрение. Шахматы с одной стороны подталкивают простого человека к самосовершенствованию, к повышению внутреннего эгоизма, вынуждая его приподняться над своей природной посредственностью, а с другой стороны буквально заставляют шахматиста изучать психологию - благодаря этим факторам  заурядный человек самостоятельно формируется в подлинного гения. Для примера достаточно напомнить спортивные карьеры Александра Алехина и Роберта Фишера, которые в самом начале показывали довольно посредственную игру. Однако, благодаря работе над собой, они не только стали чемпионами, но и незаурядными личностями.

            Если во всех других видах искусств заведомо непременно должно быть природное дарование, то шахматы открыты для бездарных, для бесталанных, то есть буквально для всех - и в этом можно усмотреть глобальный Божий промысел. Здесь абсолютно каждый может сыграть хотя бы одну партию достойную печати. А вот вам рекомендации, к чему нужно стремиться.

 

А.А.Алехин:  «Я считаю необходимым для успеха следующие три фактора: во-первых, понимание своей силы и своей слабости; во-вторых, точное разумение силы и слабости противника; в-третьих, более высокая цель, чем минутное удовлетворение. Эту цель я вижу в научных и художественных достижениях, которые ставят шахматную игру в ряд других искусств. Да, я считаю шахматы искусством и беру на себя все те обязанности, которые оно налагает на его приверженцев».

 

RR С другой стороны чрезвычайно одарённый Самуэль Решевский, который уже в пять лет давал сеансы одновременной игры, так ничего существенного и не достиг - ни в шахматах, ни в жизни. Этот факт, как никакой другой, чётко показывает, что в шахматах талант - пустяк, главное - самосовершенствование.

            И если шахматы действительно способны формировать из заурядных обывателей - саморукотворных гениев, то уже по этой одной причине (а по совокупности всех перечисленных причин и подавно) шахматы действительно следует признать самой опасной культурой для правителей.

            Но кроме правителей и подданных в мире обитают и просветители.

 

Просветители

 

            ШЭС, без каких-либо доказательств категорически утверждает, что чатранг был раньше шахмат, а сам чатранг произошёл от другой игры (опять-таки индийской) - чатуранги, в  которой играло четверо, где у каждого игрока по 4 пешки и по 4 фигуры (король, слон, конь, ладья). Но, почему-то ШЭС не желает рассмотреть иную хронологическую очередность событий - и чатранг и чатуранга произошли от шахмат. Надо подчеркнуть, что это категоричное утверждение привело к многочисленным натяжкам и тупикам. Чатранг был действительно изобретен, причём с целью увести людской интерес от шахмат. Но нет серьёзных оснований  утверждать, что шахматы были изобретены. Признав шахматы результатом изобретения и ограничив их появление "не раньше VIII века", ШЭС вынужден признать и "реформу" шахмат, которая якобы произошла во второй половине ХV века.

 

"Сербским архиепископом Саввою в 1262 году был прислан киевскому митрополиту Кириллу II список сербской кормчей книги, переведённой с греческого языка, в котором уже имелось толкование Зонара о шахматах" - М. С. Коган "История шахматной игры в России" ("Прибой" Сергей Пожарский - 1927). (Шахматный принцип игры был открыт так же, как и таблица Менделеева. Но сначала – в весьма неполном примитивном виде. – Т.В.)

 

Ю. Авербах: «До сих пор нет единого мнения о том, как и где произошла реформа игры. Ан.ван дер Линде полагал, что реформа произошла на юге Франции, Т. Лаза - в Испании, а Г. Марри - в Италии. Хотя прямых доказательств до сих пор не найдено, косвенные позволяют предположить, что это произошло в Валенсии, на Средиземноморском побережье Иберийского полуострова». - ШЭС

RR К этим четырём версиям я бы добавил ещё и пятую - с географической точкой где-то в Англии. В пользу моей гипотезы говорит тот факт, что самая первая печатная книга по новым шахматам была издана именно - в Англии.

            При этом все историки чрезвычайно поражены быстротой распространения новых шахмат по Европе. Но событие становится легко понятным, если признать историческим фактом миссию каких-то энтузиастов — пропагандистов новых идей. Эти пропагандисты откуда-то пришли и принесли с собой новые шахматы. Однако, этим чрезвычайно важным вопросом (откуда пришли новые шахматы?) уважаемые историки даже не интересовались. (О боже – идея снятия ограничений с дальнобойных фигур всегда лежала на поверхности! – Т.В.)

 

Ю.Авербах: «Приравняв шахматы к азартным играм, римская католическая церковь пыталась запретить шахматы. Однако все её запреты оказались безуспешными и к 1400 г были отменены». - ШЭС.

"В 1393 году Регенсбургский собор не только снимает запрещение с шахмат, но, наоборот, поощряет эту игру." - М.С.Коган

 

RR Церковь поощряет шахматы? Нет, это исключено! Скорее всего, церковь поощряла какую-то другую игру, например, чатранг или нечто иное, при той же доске 8х8 и таких же фигурах (но при иных фундаментальных основах!), пытаясь тем самым увести толпу с пути истинного. (Да, мой московский коллега – выдающийся конспиролог! Мутит воду даже там, где давно всё известно. Шахматы были запрещены ЛЮБЫЕ. – Т.В.)

            Свобода, возникшая после снятия каких-то ограничений, естественно подталкивает благородных людей встать на путь просветительства.

            И вот после снятия запретов группа (неизвестных пока никому кроме автора) Просветителей, среди которых по меньшей мере один был церковником (то есть посвященным в тайну настоящих шахмат, которые нынче именуются новыми шахматами) отправились: один - во Францию,  другой - в Испанию, третий - в Италию, четвертый - в Валенсию, пятый - в Англию... Мне доставляет истинное удовольствие, что эта гипотеза примеряет всех добросовестных историков (Антониус ван дер Линде, Т.Лаза, Г.Марри, Ю.Авербах) - они все правы! Да иначе и быть не могло. Скорее всего, поле посева было гораздо обширнее, но взошли только несколько зёрен.

            Те Просветители действовали сообща и свои знания они подарили миру не сразу по мере прибытия в пункт назначения, а в какую-то заранее обговорённую дату, с таким расчётом, чтобы шахматы распространились повсеместно подобно эпидемии. И ни один из этих Просветителей даже не пытался корчить из себя реформатора, ибо реформатор прежде всего заботится о своём имени в истории, а просветитель - о самом предмете знаний. Вот почему ни один из историков не смог установить ни имя "новатора", ни его профессию, ни страну, из которой он прибыл, ни дату появления новых шахмат. (Ну естественно – опять всё должно быть зашифровано. – Т.В.)

            Свой подвиг Просветители осуществили сразу же после изобретения книгопечатания, благодаря чему, первые печатные книги по шахматам вышли соответственно: в 1474 г - У. Кэкстон (Англия), в 1495 - Ф. Висент (Испания), где-то до 1497 - Л. Лусена (Испания) и в 1512 - Дамиано (Рим).

            Можно найти и подходящую дату для нашего события (то есть - дату момента шахматной реформы, а точнее - дату очередного появления настоящих шахмат), да, пожалуй, и имена...

 

А.Т.Фоменко: «После падения Константинополя в 1453 году в Италию приезжают знаменитые гуманисты Мануил Хризолор, Гемист Плетон (Плифон), Виссарион Никейский и др. Они впервые знакомят Европу с достижениями "древней греческой мысли". Например, Хризолор обнародовал "дословные переводы Платона". Виссарион (в число друзей которого входил и Поджо Браччолини) собрал превосходную библиотеку из произведений отцов восточной и западной церквей и классических текстов. Это богатейшее собрание - основа знаменитой Библиотеки святого Марка, из которой впоследствии вышло много рукописей, считающихся сегодня античными. Византия в это время дала Западу почти все известные сегодня древнегреческие рукописи античного времени. - "Новая хронология Греции. Античность в Средневековье" (М. Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, 1996г.)

 

RR  Приведя этот фрагмент из книги Фоменко, я здесь вовсе не навязывал читателю мнение о том, что именно из Византии пришли  новые шахматы, хотя и нельзя полностью отрицать такого варианта - уж очень случай подходящий. И опять-таки всех историков (Антониуса ван дер Линде, Т.Лаза, Г.Марри и Ю.Авербаха) поражает фантастически огромный объём информации этих первых книг по новым шахматам и непостижимо высокий уровень анализа дебютных исследований. А если к этому добавить, что история не сохранила ни одного имени из плеяды выдающихся шахматистов той краткой поры в несколько лет (то есть от момента появления новых шахмат до дат изданий первых печатных книг по этим новым шахматам), то неизбежно возникает тупиковая ситуация. Получается, что с одной стороны нет сведений о турнирах и матчах, а с другой стороны - имеется огромный объём высококвалифицированной информации.

            Но если признать более древнее происхождение шахмат, то есть новые шахматы фактически были забытыми старыми, то придётся признать, что в первых печатных книгах был подведён итог тысячелетним исследованиям - и мест для удивления нет.

            Вполне возможно, что эти новые шахматы были завезены не из Византии, а из какого-то другого региона, например, из Руси...

 

М. С. Коган:  «Первое известие о шахматной игре в Византии относится к 1140 году, когда Анна Комнен в жизнеописании своего Отца, императора Алексея... упоминает, что он нередко играл в шахматы ... Торговые отношения Руси с Византией... известны по сохранившимся сведениям арабского писателя Ибн-Хордадбе (IХ век)... и по сохранившимся  русско-византийским договорам Х века.

            Названия шахматных фигур, как уже было указано, также определённо указывают на заимствование шахмат с востока. Нам неизвестна шахматная терминология  татар. Однако, названия русских фигур и самой игры - шахматы - говорит за то, что татары могли передать их русским от арабов. Неясно только название крайней угловой фигуры - ладьи. Аль Бируни, арабский писатель, написал историю Индии... Одна глава посвящена шахматам..., в которую вписаны названия фигур по-арабски, и, между прочим, угловая фигура названная у него rukh, именуется в санскритском тексте, описывающем расположение фигур в чатуранге, nauka, то есть лодка, ладья. Каким же образом это древнейшее название фигуры могло попасть в русскую шахматную терминологию?

            ...Резюме - шахматная игра заимствованная русскими у татар приблизительно в середине ХIII  века. Русские получили игру, несколько отличающуюся от европейской, что подтверждается правилами шахматной игры у азиатских народов, получивших, как и русские, шахматы от татар". - "История шахматной игры в России" ("Прибой" Сергей Пожарский - 1927). (Это не так. Киевская Русь граничила с хазарами, которые в свою очередь имели мощные связи с родиной шахмат – с Центральной Азией. Поэтому шахматы на Нижнем Дону были известны в Саркеле (Белая Вежа) с 9-го века. Поэтому и писал Савенков, что шахматы в Россию пришли с востока. – Т.В.)

 

RR Если торговые отношения Руси с Византией относятся к IХ веку, если сохранившиеся  русско - византийские договора относятся к Х веку, а самое первое известие о шахматной игре в Византии относится к 1140 году, то не проще ли сказать, что шахматы появились в Византии после её трёхвекового (IХ - ХIII) общения с Русью?

            Если названия шахматных фигур совпадают, то какие могут быть неопровержимые доказательства, что заимствование шахмат шло непременно из Византии в Русь, а не наоборот? (Византия получила шахматы с востока от арабов. К чему заниматься фантастикой? – Т.В.)

            Когда идёт речь о событиях 1453 года, то есть о переселении знаменитых гуманистов из Византии в Западную Европу, то известны и их имена и их деяния. Но примерно в это же время шахматы попадают в ту же Западную Европу, а имена Просветителей остаются неизвестны - это даёт нам право утверждать, что шахматы пришли не из Византии.

            И если всерьёз задаться вопросом Каким же образом это древнейшее название фигуры (которая именуется в санскритском тексте nauka, то есть лодка, ладья) могло попасть в русскую шахматную терминологию?, то имеет смысл рассмотреть и такую гипотезу о проникновении шахмат из Руси в Индию. (Потому что Рух был похож на лодку, ладью – другого объяснения не нашли. – Т.В.)

            Кстати, почему все многочисленные исследователи, заметившие поразительное родство русского языка и санскрита, боялись высказать гипотезу происхождения санскрита от русского языка?

            На все эти разнообразные вопросы и парадоксы можно ответить одной гипотезой.

            Если заменить слово изобретение шахмат на появление, а само появление шахмат на Земле отнести в глубь веков на несколько тысяч лет назад, то выстраивается вполне чёткая непротиворечивая история. (????)

            Согласно новейшим исследованиям, и в первую очередь - это работы А.Т.Фоменко, в ХIII веке и русские и татары были представителями одной нации, одного государства. Различия между ними сводились к следующему: русские - это та часть населения, которая оседло жила в основном по руслам рек (попробуйте назвать этих людей и у вас получится - русские), то есть жили в центральной части империи; татары - профессиональные воины-всадники, и в современном понятии были пограничниками, то есть охраняли границы империи, а подчас и расширяли эти границы (и в конечном счёте захватили почти всю Евразию; 1 / 6 часть всей суши, занимаемая современной Россией, является примерно половиной былого могущества). Татары (то есть - воины-всадники) не имели семьи и не имели права заниматься скотоводством и сельским хозяйством. Всё правильно - армия только тогда и становится профессиональной, когда её воины отрабатывают приёмы воинского искусства и не занимаются посторонними вещами. Только государство, имеющее профессиональную армию, способно захватить и долго удерживать огромную территорию. Свою, постоянно редеющую, армию татары (то есть - воины-всадники)  регулярно пополняли 12-ти летними мальчиками, которых забирали у оседлой части населения империи (то есть - у русских). Этих русских мальчиков обучали военному искусству и они  к 18 годам  становились воинами-всадниками (то есть - татарами). Разумеется, для оседлой части населения (то есть - для русских) такая воинская повинность с каждым годом всё более становилась непосильным гнётом и называлась татарским игом. 

            Поэтому фраза "шахматная игра заимствована русскими от татар" в современном переводе с русского на русский звучит так: "шахматная игра заимствована русскими от русских"  и полностью объясняет почему "Нам неизвестна шахматная терминология татар" - ведь государственный язык единой нации - один и в данном случае - русский.

            А поскольку русские имели шахматную игру несколько отличающуюся от европейской, то это и была та самая древняя игра, которая для европейцев оказалась новой.

            Нынче (конец ХХ века) множество шахматистов, представляющих национальные федерации Голландии, Израиля, Испании, США, Франции, Швейцарии..., являются выходцами из России. Соревнования хотя и называются международными, но фактически - это русская междоусобица. Чем это объяснить? Пожалуй тем фактом, что пока западноевропейцы забавлялись в чатранг (аж до ХV века), тем временем русские на много веков раньше играли в древние (они же и современные)  шахматы, только этим и можно объяснить современные достижения русской шахматной мысли.

 

Шахматы и псевдошахматы

 

            Итак, время появления шахмат на земле неизвестно. Во всяком случае, его нельзя отнести к ХV веку - эту дату логичнее назвать датой второго (или точнее - очередного) пришествия шахмат. Во всяком случае, ХV век  является датой появления шахмат в Западной Европе. И это событие было не природным явлением, типа метеорита или шаровой молнии, а приходом Просветителей, которые уже знали, что шахматы значительно лучше чатранга. Значит, где-то в другом географическом месте, кроме Западной Европы, шахматы (а по терминологии ШЭС - новые шахматы) уже были известны и глубоко изучены задолго до ХV века.

            Разумеется, мудрые египетские жрецы могли удостоить такой высокой почести - шахматную игру причисляли к числу наук - только Божественные шахматы, а не псевдошахматы типа чатранг. А чатранг и прочие околошахматные игры произошли от шахмат. Но как только некоторые сведения о шахматах частично (например, размер доски 8х8, общее количество фигур и т.д.) становились доступны простолюдинам, то именно в те моменты церковниками изобретались такие игры как чатуранга, чатранг и прочие, с целью отвлечь людское внимание от истинной ценности - шахмат. (Невозможно без смеха читать эти домыслы: игру 8-го века переняли как слабый вариант игры 15-века? Вероятно, с помощью машины времени? Привет последователям Фоменко! – Т.В.)

 

            ШЭС приписывает изобретение шахмат индийскому народу и в качестве доказательства упоминает чатурангу, изобретенную в Индии до V века и чатранг, изобретенный там же примерно в VIII веке. Фактически ШЭС сравнивает шахматы с чатрангом. А допустимо ли такое сравнение?

            Формально в шахматах и в чатранге  доска и фигуры одни и те же; различны только фундаментальные основы - так, в частности, в чатранге слон ходит по диагонали, но только через одну клетку, а ферзь, подобно королю, может ходить в любую сторону всего на одну клетку; в чатранге нет рокировки и нет права пешки на двойной ход... все эти отличия выглядят пустяками, но только для непосвящённых. Эти "пустяки" настолько возвышают шахматы над чатрангом, что самое справедливое для чатранга название - псевдошахматы.

            Да, формально чатранг для непосвящённых почти ничем не отличается от шахмат - та же доска и те же фигуры. Так  ведь и свежий труп почти ничем не отличается от живого человека - тот же набор молекул, которые вроде и расположены в том же порядке.

            В шахматах (но не в чатранге!) существует понятие конкретно-тактического дебюта, что фактически является символом справедливости,

            Шахматы (а не чатранг) обладают уникальным фактором - инициативой - символом смысла жизни и борьбы за выживание, благодаря чему шахматы имеют искру Божью, которую при всем желании нельзя обнаружить в чатранге.

 

«Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;

время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру». 3 : 1 --  8. Экклесиаст.

 

В переводе на шахматные страсти монолог из Экклесиаста будет звучать так:

«Всему своё время, и время всякой ситуации в шахматах: время начинать партию, и время её заканчивать; время создавать тандемы, и время уничтожать тандемы; время жертвовать фигуры и пешки, и время накапливать материал; время домогаться размена, и время уклоняться от размена; время изыскивать темпы, и время передавать очередь хода; время атаковать и время обороняться; время сберегать пространство, и время бросать территорию; время молчать, и время комментировать; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Но какая связь? Только в синтаксисе? – Т.В.).

 

 

 

  1.   Персоналии
  2.   История знаковых игр
  3.   Наша игротека
  4.   Головоломки, лингвистические игры
  5.   Теория
  6.   Прикладные аспекты
  7.   Наши рецензии
  8.   Журнал в журнале
  9.   Прямой эфир
  10.   Библиография и её история
  11.   Коллекционирование

Яндекс.Метрика