Цели
  Преамбула
  Членство
  Контакты
  Ссылки
  Карта
  Новости
  Отзывы
  English
  Главная
 

Белов В.Н., Трубицын В.А.                                            3 стр

 

Раннее формироваие креативности учащихся с применением игровой методики на базе комбинационных игр.

 

Сообщение на научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием:    V Царскосельские чтения, Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина, 24-25 апреля 2001 г

 

         Целый ряд образовательных проблем в первую очередь  креативных, в принципе не может быть разрешён только в рамках высшей школы, так как она имеет дело с уже сформировавшейся  индивидуальностью учащегося, которая зачастую несовершенна, а потому содержит в себе ряд изъянов. При творческом подходе к изучению любого учебного материала учащийся не ограничивает себя заданными рамками, а может самостоятельно  ставить новые задачи и успешно решать их. Именно такой подход в обучении гарантирует высокую квалификацию специалистов, которых готовит высшая школа. Отсутствие креативных способностей у учащегося сводит обучение к формализованной схеме. Выход из подобной ситуации по-видимому заключен в конкретной реализации концепции непрерывного образования, когда определенная преемственность креативности сохраняется на этапе школа-вуз.

         По мнению психологов, от Фрейда до Маслоу и Роджерса, человек в равной степени свободен и не свободен в выборе своих поступков. Он вполне рационален и является достаточно цельной натурой, обладая и врожденными способностями, и способностями к воспитанию и обучению. Он может радикально изменить себя, но его поведение прежде всего обусловлено внутренними факторами. Поведенческая мотивация обычно направлена на развитие, на поиск новых стимулов и самореализацию. На этом основаны многие современные обучающие технологии и образовательные программы. Однако свободное формирование личности невозможно при жёсткой регламентации обучения, тем более не терпят регламентации творческие потенции личности.

         Изучение факультативных дисциплин полезно уже в старших классах средней школы, конечно с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся. Для культурного развития общества неплохо, если инженер-конструктор одновременно, пусть в меньшей степени, окажется филологом или менеджером, философом или юристом. Оснований тому много, тем более, что система дополнительных заочных, очно-заочных и дистанционных форм образования  сегодня стремительно наращивает техническую и методическую базу. Учащиеся имеют возможность параллельного обучения второй профессии в своем или другом вузе, включая всевозможные формы обучения в глобальной сети Интернет.

         Но и компьютеризация не является панацеей при отсутствии креативности. Пока нет надежд на широкое внедрение образовательных компьютерных игр, которых, кстати, намного меньше, чем всевозможных «квейков» и «стрелялок». А ведь потребность в разнообразных интеллектуальных, в том числе настольных, играх при формировании креативности учащихся велика в силу развития ими латентных способностей.

         Образовательный потенциал настольных комбинационно-стратегических игр и головоломок раскрыт далеко не в полном объеме. Спортивные федерации не ставят перед собой образовательных задач, а популяризируют игры в исключительно спортивных целях, сознательно ограничивая их роль в культурной жизни общества. Вместе с тем существуют примеры успешного использования игр и головоломок в учебном процессе. Именно креативный аспект механических головоломок заложен в факультатив американского педагога Вей Занг при подготовке учащихся к изучению математики в начальной школе. На занятиях учащийся получает текст с подробным описанием задачи по изготовлению и дальнейшему решению какой-либо головоломки, чтобы в течение занятия изготовить её и отыскать неизвестное ему решение. Факультатив способствует дальнейшему изучению стереометрии и алгебры, формулирует навыки в самостоятельном решении разнообразных задач, не только из области математики.

         Авторы сообщения разработали концепцию игровой программы креативного развития интеллекта «Стратегия». Эта программа была апробирована при факультативном её преподавании одним из автором (В.Т.).

         Программа «Стратегия» рассчитана на учащихся начальной и средней школы, занятия по ней проводятся в форме факультатива под руководством педагога-игротехника по разработанной методике. Программа не требует больших финансовых затрат при её внедрении. В силу факультативности, что не гарантирует полную загрузку специалиста-игротехника, он  может параллельно работать сразу в нескольких школах и подростковых клубах по скользящему графику.

         Для начала занятий по программе на первых порах требуется немногое: классное помещение и небольшое количество канцелярских товаров: картон, цветная бумага, клей, карандаши и т.п. Основой методики и содержания программы являются сами игры  возрастающей сложности, начиная с известных всем «крестиков-ноликов». Помимо конкретных рекомендаций, которые содержит программа, в ней предусмотрены возможности гибкого реагирования на потребности учащихся, которые они могут излагать сами, либо такие потребности обнаруживает преподаватель. Это не означает отказ от структуризации учебных занятий, а даёт возможность более эффективного использования учебного материала. Сами учащиеся под руководством игротехника делают комплекты игр, одновременно развивая моторику рук и простейшие трудовые навыки. Уже с семи лет им известны основы рисования, на основе которых возникают первые игровые навыки, в том числе в эстетическом плане. При этом важная роль отведена общению учащихся между собой, привыканию к коллективным формам труда, приобщению к креативному процессу созидания игровых комплектов, развитию логического мышления при освоении игр.

Программа предполагает вовлечение в неё родителей и друзей учащихся, когда учащийся может не только рассказать им о своих успехах, а также показать сделанную или изобретенную им игру, но и предложить сыграть. Программа даёт возможность узнать и освоить несколько десятков настольных комбинационных игр различной  сложности. Начиная с освоения элементарных игр, она подводит учащегося к возможности самостоятельно создавать новые игры, стимулируя его креативность в отношении референтной группы учащихся.

         Программа может быть выражена формулой «игра-логика-креативность». Дополняя другие школьные дисциплины, она направлена на формирование логического мышления, развитие креативных способностей и воспитание позитивных черт личности.

                                                                           СПб,2001

 

 

  1.   Персоналии
  2.   История знаковых игр
  3.   Наша игротека
  4.   Головоломки, лингвистические игры
  5.   Теория
  6.   Прикладные аспекты
  7.   Наши рецензии
  8.   Журнал в журнале
  9.   Прямой эфир
  10.   Библиография и её история
  11.   Коллекционирование

Яндекс.Метрика