Цели
  Преамбула
  Членство
  Контакты
  Ссылки
  Карта
  Новости
  Отзывы
  English
  Главная
 

25

 

Трубицын В. САГА О СТОЛБОВЫХ ШАХМАТАХ 19 стр

Рецензия на книгу Д. Гаврилова, С. Ёлкина, Н. Латыпова и С. Фрумина "Старые и новые СТОЛБОВЫЕ шахматные игры» - М, "СИНТЕГ", 1998, 100 с, 1000 экз. (Одновременно в копирайте отмечены соавторы Хайдаров Ж.С. и Куликов В.В.)

Оглавление книги:

Латыпов Н., Гаврилов Д. Новое поколение настольных игр.
Латыпов Н., Гаврилов Д. Русские шахматы - таврели.
Гаврилов Д. Запись партий в столбовых шахматах.
Гаврилов Д., Ёлкин С. Диалектические шахматы.
Гаврилов Д., Фрумин С. Основы стратегии при игре в дуальные (диалектические) шахматы.
Гаврилов Д. Магия настольной игры.

Во вводной аннотации к книге авторы сообщают:

    «Читателю предлагается описание истории и правил столбовых шахматно-шашечных игр. Некоторые из них, например, шашки Тамерлана, являются реконструкцией игр, реально существовавших в древности. Другие  - диалектические шахматы – изобретены авторами книги и могут быть использованы как средство моделирования в области фундаментальных наук. Столбовые шахматные игры  предназначены для развития логических и творческих способностей у самого широкого круга читателей.» 

    Вполне естественно, что наш сайт не мог пройти мимо этой  книги. Сначала мы обильно процитируем всё, имеющее отношение к истории настольных игр. (В книге эти тексты разбросаны по разным главам).

1. Из «Введения»:

    «Самым поразительным в истории игр является то, что современные шашки, по данным отечественных и зарубежных археологов, имеют возраст пять тысяч лет, а игральные кости (кубики, ромбики, ракушки) и фишки в виде разноцветных камешков и плоского галечника – около семи тысяч лет. Более того, высказывалась идея о значительно большей глубине исторического прошлого землян в исключительно древних периодах примарно-витальной цивилизации людей (Данилин В.Ю., 1992). Тогда, как и в известном нам бронзовом веке, культивировались многочисленные игры в кости и в камешки на игровом поле, начерченном на песке или глине. Исследования знаний наших далёких предков установили весьма странную закономерность: на протяжении многих тысячелетий неизвестного нам развития людей был уже и расцвет знаний, и обратный процесс их быстрой утраты. Предполагается, что на Земле уже существовало человеческое общество, заинтересованное в абстрактно-символическом исследовании окружающего мира и уже имевшее удивительную сумму достоверных знаний, о чём свидетельствует, например, загадочный Стоунхэндж.

   До нашего времени дошли кубики и шашки из древнеегипетских гробниц, старинные фрески, не говоря уже о «Шахнаме» Фирдоуси, трактатах аль-Фараби, ибн-Сины, в которых упоминаются разные игры, наконец, о знаменитой рукописи из Хайдарабада, найденная Ю.Л. Авербахом в Индии (1975). Применительно к шахматам на территории Руси можно сослаться на материалы исследований И.М. Линдера (1994).

     Жрец Манефон, составивший историю Египта, начинает хронологию своей страны с 31 тысячи лет до Р. Х., а Диоген Лаэртский писал, что у египетских жрецов есть письменные материалы, относящиеся ко времени 50-титысячелетней давности от Р. Х. Можно, конечно, скептически относиться к их утверждениям… Впрочем, именно в Египте были обнаружены самые древние игральные кости. Они применялись по своему прямому назначению – для настольных игр и гаданий, которые в основном имели «магический» характер и были прерогативой вождей и жрецов, посвященных в магию Священных Знаков, управляющих Миром. Напомним, что и популярные нынче карты Таро, вероятно, «вышли» из Египта.

   Несмотря (? – Т.В.) на древность всем известных шахмат и шашек, нами и профессором Хайдаровым Ж.С. предпринята попытка создания нового поколения настольных игр.»

2. Из главы «Шашки Тамерлана»:

   «По данным Института археологии и этнографии АН Казахстана, организовавшего несколько экспедиций в Отрар – древнюю резиденцию самого Тамерлана, под руинами города было обнаружено множество очевидных предметов настольных игр: игральные доски, различные фигурки, шашки, диски, игральные кости, кубики и, конечно, золотые и серебряные деньги, на которые играла и играет до сих пор вся азартная часть человечества.

    Великий Тамерлан (хан Тимур или кан-Темир), разгромивший Золотую Орду, покоривший Индию и Китай, любил играть в «бескровные» шашки и шахматы. Он их придумал или усовершенствовал сам… «Бескровные»! Несмотря на то, что пролил реки крови ни в чём не виновных людей.

   Эти тамерлановские военные игры держались в таком  большом секрете, что только сейчас, спустя 600 лет, профессору Хайдарову Ж.С. (1995) удалось разгадать средневековые записи «хромого» императора, которые и составляли «научно-методическую основу» его прославленной стратегии и тактики…

    Как всё гениальное, игра Тамерлана проста и динамична. Главное же отличие заключается в том, что Тимур играл не обычными шашками, а черно-белыми дисками с круглыми пазами, которые при легком нажатии плотно соединяются друг с другом, образуя двух-трёх-пяти-кратные шашки-бочонки. В литературе такие шашки называют столбовыми или просто башнями…»

3. Из главы «Шашки Чингизхана»:

   «Одной из тайн бездонной истории Евразии является не только место захоронения Чингизхана, но и его наследие, труды по государственному строительству, стратегии и тактике боевых действий. Сомнительно, правда, что завоеватель умел писать и читать, но он наверняка излагал свои мысли, трепетно записываемые придворными льстецами.

   Так, в пыли веков были утрачены легендарные военные игры Чингизхана, которые он придумал сам, во многом изменив китайские шахматы «сянци», чатурангу индусов и шахматно-шашечные игры народов Центральной Азии. В отличие от них, Чингизхан, обдумывая предстоящие сражения, играл в свои военные игры один -  как говорят, сам с собой, что с каждым днем оттачивало его искусство полководца. Хотя, быть может, это  - лишь красивая легенда?

    Интересно, что в качестве шашек и шахматных фигур многие кочевые народы действительно использовали плоский речной галечник  светлого и темного цветов, игральные кости  (с нео-бычными знаками) и квадратное поле в клеточку, начерченное на доске, а в походных условиях – прямо на песке.
   Возможно, бесподобные шахматно-шашечные игры создали китайские ученые, удерживаемые Чингизханом в плену. Повидимому, держались они в большом секрете и поэтому были утрачены. Мы постарались реставрировать настольные военные игры, в которые по многим легендам играли Чингизхан и его прямые потомки, применительно к нынешним шахматным обозначениям. Поручиться за достоверность этой реконструкции нельзя, что не умаляет, однако, достоинств самой игры.»

  «Кубики (игральные кости), схожие по игровым функциям близким к играм Чингизхана, использовали в своих военных играх (Платов А., 1994) такие его известные потомки, как Тамерлан (эмир Тимур) и Улугбек.

   Похожие игры существовали и до Чингизхана. Скифы, венеды, другие предки славян – выходцы из Семиречья. Не исключено, что даже киммерийцы и люди «катакомбной культуры» использовали игральный кубик в шахматно-шашечной игре.»

    «Ядром неудержимой армии Чингизхана были монголы. Остальную (и основную её часть) составляли воины многих других народов Центральной Азии, которые в результате грубой и тонкой дипломатии Чингизхана вливались в его войска или были покорены монголами. Учитывая этот международный фактор в деятельности Чингизхана, в его шашках нет и не может быть прямого и тотального уничтожения противника в виде всем известного «снятия с доски», а есть только «захват» или «пленение». Естественно, что даже по меркам средневековья Чингизхан был жесток, кровожаден. Его деяния на самом деле сопровождались реками крови, но назовите нам любого завоевателя, кто ставил жизнь человека превыше интересов создаваемой им империи.  Нельзя судить древних, опираясь на современную мораль.»

4. Из главы «Явление Русских шахмат»:

   "История шахматно-шашечных игр на Руси насчитывает практически два тысячелетия. Почти три с половиной тысячи лет назад весь юг Русской равнины обжили загадочные выходцы из Семиречья. За две с половиной тысячи лет до Р. Х. её населяли таинственные люди «катакомбной культуры». Кроме останков человека и животных, различных каменных, глиняных и бронзовых предметов, в многочисленных захоронениях в бассейне реки Северный Донец  были найдены настоящие игральные кости в виде кубиков и ромбиков с непонятными цифрами и знаками на гранях. («Знание – сила», №12 – 1988). 

    Через эту равнину, если верить Велесовой книге – древнейшему письменному памятнику дохристианской Руси, священному писанию русов-волхвов – вели своих сподвижников сыны Богумира: Словен, Сев и Рус. Здесь, на севере, у озера Ильмень Словен основал Новгород. Отсюда расселились по Европе венедские предки современных славян (Асов А.И., 1995). Здесь развернулась драматическая борьба скифов за свою свободу и независимость против персов, греков, римлян. Через Русскую равнину, возможно, шли на север из района нынешнего Ашхабада за сотню лет до Р. Х. будущие боги скандинавов – Один с сыновьями (Платов А., 1994).

   Каждый из этих народов, наследник древнейшей ведической культуры, владел секретами удивительных игр. Что касается «чисто русского шахматного чуда», то можно сразу указать на результаты многочисленных раскопок на землях Новгородско-Киевской Руси и современной России, в ходе которых было обнаружено множество прекрасных изделий, которыми играли в шашки и шахматы, в том числе и в так называемые «Кремлевские». Чтобы убедиться в этом, достаточно взять в руки великолепную книгу И.М. Линдера «The ART of CHESS PIECES», в которой имеются многочисленные фотографии редчайших образцов шахматных досок и фигур, начиная аж с первых веков нашей эры.

   В 1969 году на земле вятичей (вянтичей, венедов) в племени, которое сопротивлялось христианизации вплоть до ХIV века и отстаивало ведические традиции (Платов, 1996; Рыбина Е.А., 1991), в районе Старой Рязани археологи нашли два плоских кружка для шашечной игры. На торце одного из них было изображение вятича со щитом и мечом. Возможно, именно так выглядели таврели. Первый кружок с рисунком назвали «изобразительным королем», второму же должного внимания не уделили. Между тем он был абсолютно тех же размеров, что и первый – около трех сантиметров в диаметре – и хорошо удерживался на поверхности своего собрата. Находку относят к ХI веку (Рыбина Е.А., 1991). Изображение таврели нами помещено на обложке нашей  книги.

    Вспомните таврели из русских былин. Вспомните варягов, чьё влияние на Русь было очень значительно. У них также имелись подобно-похожие игры: игра мерилз – сходная с нашими шашками (там, вероятно, использовался игральный кубик); игра hnefatafl  - доска и её фигуры напоминали шахматные, но на самом деле указанные фигуры изображали языческих богов и воинов Вальгаллы, а правила игры были не шахматные.

   Новгородские волхвы -  интеллигенты раннего средневековья, маги и колдуны. Они использовали в своей магической деятельности и руны, подобно скандинавам, и велесовицу (от имени бога мудрости Велеса-Волоса), где каждый символ нёс колоссальную нагрузку. Руны Одена-Велеса для целей гадания вырезались на плоских брусках, кости, глине и свинцовых дисках.

   Ещё одним атрибутом магической деятельности является до сих пор алтарь – магический стол, выполненный в виде подстилки, скатерти, большого плоского камня. В те времена его роль мог играть срез священного дерева – дуба или вяза. Руны выбрасывались случайным образом на «алтарь» или раскладывались по нему в определенном порядке, образуя магическое высказывание.

    Почему бы не предположить, что прадеды шахмат и шашек имеют не военный, а магический подтекст? Точно так же, как карты Таро со временем переродились в игральные карты, руны – в домино, так алтарь ведических жрецов стал игровым полем, шахматной доской, а языческие изображения богов и героев – фигурами. Ведь по алтарю в конце концов могли перемещать копии языческих идолов – будущие шахматные фигуры. Триста лет гонений волхвов, начиная с 988-го года, и наконец - полное истребление христианами русской ведической культуры привели к тому, что наши русские шахматные игры были утеряны или изменены до неузнаваемости. Осталась их игровая суть, магическая основа исчезла без следа (Гаврилов Д.А., 1997).

    Появление шашек на Руси до недавнего времени несправедливо связывали с именем киевского князя Владимира Красно Солнышко, одного из главных новообращенных христиан, но археологические раскопки показали, что в эти шашки играли ещё славяне-анты с четвёртого века («Заключение на модельную реставрацию древнерусских шахмат и шашек № 14102/2175-23 от 24.10.95, Институт Археологии РАН, 1995»). 

   Вам будет также интересна древняя русская игра в столбовые шашки-башни, известная специалистам с начала прошлого века. В современном виде её хорошо описали А. Боровиков, В. Городецкий и М. Рощин в книге «Игры и развлечения», т. 2, изданной «Молодой гвардией» в 1990 году (см. стр. 112 – 116). Только к середине ХХ века неоднократный чемпион мира по шахматам Эммануил Ласкер создал аналогичную русским столбовым шашкам настольную игру «Ласка», в которой применялись обычные игральные кубики с метками. Собственно, ещё в чатуранге  использовались игральные кости, дорийцы ведали «кубейю» и «петейю». Авторами предпринята попытка нового открытия русских башенных шахмат.

   Мы, Хайдаров Ж.С., Латыпов Н.Н. и Гаврилов Д.А. объединили столбовые шашки, взяв из них башенное строение, игры кочевников  (Игры Тамерлана) с их тридцати шести клеточным полем и чатурангу с её фигурами и игральным кубиком. При обозначении фигур были использованы привычные слуху современного шахматиста названия. Таковы предпосылки появления Русских шахмат (Латыпов Н.Н., Гаврилов Д.А., 1996).

    Русские шахматы предназначены для личного и семейного досуга, обучения и развития детей, для организации крупных рекламных и избирательных кампаний, а также для салонных развлечений и массовых спортивных соревнований.»

5. Из главы «Магия настольной игры»:

   «В работе А. Платова «Феномен виртуальной реальности и проблема вхождения в магию» (1996) поднята очень важная тема для практикующих магию. Речь идет о феномене игры как переходе между нашей реальностью и магической действительностью, миром чувственных идей. В качестве примера используются хоббитские игрища. 

    В книге А. Белова «Славяно-горицкая борьба» (1993) рассматривается параллель народных игр – Царь-горы – и языческого ритуала тризны. А. Беловым приводятся и другие подвижные игры, предшествующие посвящению в магию боя. Вплотную подходят к воинской магии восстановленные им игрища Перуна.

    Известно также, что хороводы и скакалки  связаны с культом  солнечных и огненных богов – Хорса, Ярилы и Симаргла – с вызыванием плодоносящей силы. А ряжение и колядки – с культом Велеса и Макоши – отведение мора, обращение к рогатым берегиням рода.

     Но здесь мы ведём речь о настольных играх как средстве «вхождения в  магию». В сознании людей укоренилось представление, что и шашки, и шахматы есть инсценировка сражения. Это не совсем так! Случайно ли церковь считала шахматы языческой азартной игрой? Только ли потому, что пришла она в Европу от арабов? Ведь шахматы реабилитировали лишь в 1393 году решением Регенбургского собора.
   Мистика настольной игры (особенно той, где используются игральные кости), как и магия, опирается на понятие судьбы, предопределение исходов, т. е. принадлежит к миру управления вероятностью. Известен случай, когда в 250 году н. э. готы без сопротивления уступили поле боя римлянам, кинув жребий и убедившись, что боги к ним сегодня не благосклонны. Гунны не меньше германцев полагались на волю провидения. 

    Мойры древних греков слепо вынимают жребий. Счастливая доля легче несчастливой – в Илиаде Ахилл убивает Мемнона  согласно своему уделу…

Нечто подобное совершают и норны скандинавов.

   Пускание стрелы тремя сынами из русских сказок (взять хотя бы «Царевну-Лягушку») -  разве это не ритуал предопределения будущего? Лейф Эриксон, великий скандинавский мореход и первооткрыватель Северной Америки, привёз в Гренландию примитивную рулетку, заимствовав её у индейцев – раскручивается палочка, укрепленная на оси. На кого она, остановившись, покажет – тот и выиграл. Повинуясь воле богов, игроки отдавали победителю поставленное на кон.

   Как уже кпоминалось выше, греческие «петейя»,  «кубейя» и «тритрак», так же, как и описанные нами игры, содержали игральный кубик.

   Индусы в «чатуранге» применяли кость, каждая из сторон которой символизировала право хода фигуры. Попав в христианскую Европу, чатуранга утратила свою игральную кость.

    Отмечу прямое сходство многоярусного строения столбовых шашек и таврелей, описанных И. Линдером (1994), со Збручским идолом. По земле Вантит  (вспомним о находке таврели в Старой Рязани) и ныне можно найти порушенные древние святилища  русов-вятичей (Платов А., 1996).

   У скандинавов мы найдем мерилз  - игру, сходную с нашими шашками, где использовали игральный кубик…Cкандинавская игра hnefatal, доска и фигуры которой напоминают шахматные, отображала, скорее всего, жизнь Асгарда. Известно, что «убитый» в процессе заоблачных тренировок викинг из дружины Отца Ратей воскресал по их окончании и, точно шахматная фигура к началу новой бескровной партии, был готов к очередной битве. Жрецы мудрого Велеса-Одина владели искусством толкования ведических символов, начиная от простейших солнечных, типа креста и свастики, и заканчивая связанными рунами. Символы вырезали чаще всего из дерева или кости, волхв вбрасывал руны случайным образом  на «алтарь» -  принадлежность всякой, в том числе и современной магической мистерии, - либо раскладывал их, подобно картам Таро, в определенном порядке. Знаки образовывали фразу – совет богов. Следуя ему, предпринимали те или иные действия не только на военном, но и на хозяйственном поприще, а также в области любви. Ведические символы размещались и на самом алтаре. Вероятно, в зависимости от действа, каждый раз использовался особый алтарь. По нему-то и перемещались изображения языческих кумиров или «куклы», служащие для замещения своих реальных прототипов. Волхвы разыгрывали жизненную ситуацию, влияя на неё посредством этого ритуала. Тема, щедро эксплуатируемая в видеофильмах и литературе. Взять к примеру, «Джуманджи» или «Восставшие из ада». Кто не читал «Хроник Амбера» Р. Желязны?

   О бескровном настольном сражении упоминает и Кормчая книга, переведённая с греческого в 1262 году. Однако ещё былинный князь  Владимир Красно Солнышко проиграл переодетой Василисе Микуличне  в золоченные тавлери и свой город, и свою семью, и собственную голову. Сходные мотивы мы находим и в индуистской мифологии. Шакуни подчистую обыгрывает Дурьодхана, который в качестве последней ставки предлагает свою жену Драупади.

    «Не играют женщины  в таврели!» - эта фраза на поверку может оказаться и позднейшей вставкой. Но нет ли и здесь глубинного смысла? Автору не известны языческие святилища русов 1-го тысячелетия, где бы главенствовали женщины. Исключение составляет Храм Матери Земли – Триглавы на Буяне-Рюгене. Женщин уже не допускали к таинству таврели. «Тавр» означает знак, рисунок или клеймо. Тавром метили скот. Мужа Василисы Микуличны звали Ставром, а был он знатным певцом, отмеченным свыше. Эти нити однозначно ведут нас к богу мудрости и искусства, скотьему богу.  

   Кто же мог научить жену таврелям, как не его служитель? Кто, как не Велес, мог даровать русичам таврели? 

   Итак, всякая сколько-нибудь старая игра ведёт свое начало от ритуала, ныне забытого или видоизмененного. Игра по сути есть магический ритуал, правда, теперь лишь дети и маги обладают той силы Веры, которая помогала нашим пращурам посредством обряда совершать «вхождение в магию». Взрослые могут прервать игру без последствий для себя, прерванная игра несёт травму психике ребенка, а маг, если не защитится, получит чувствительный удар из Тонкого Мира. (?) Подавляющее большинство современных нам игр носит несерьезный, развле-кательный характер и не оказывает на повседневную жизнь того воздействия, которое имело место во времена античности и раннего средневековья.

   Среди самых древних подвижных игр назовем метание копья. В пещере Нио во Франции найдено наскальное изображение бизона, пронзенного копьями, датируемое ХVII веком до н. э. Возможно, перед ним когда-то потрясали оружием, готовясь к охоте.

В войско ванов
Один кинул Гунгнир по праву вождя.
А Кухулин, бросив копьё, друга убил – Фер-Диада,
                          в жертву стране  своей принеся.
Дротик омелы пронзил сердце прекрасного Бальдра,
Жертвой он пал хитроумного Локи и Хёдра-слепца.
Асы и ранее в Бальдра копья швыряли,
Но он стоял, любимый сын Всеотца,
Ибо ничто не могло ему навредить.

   Поднятие тяжестей – традиция, ничего кроме проверки силы, ныне не значащая. Мидгардский Змей в облике кота был приподнят над землей могучим Тором. В Швеции, и не только в ней, до сих пор соревнуются, поднимая валуны или круглые шары. Но главным увеселением была борьба. Тор схватился со Старостью в образе старухи и опустился перед ней лишь на колено. Толкователь законов на альтинге Снорри Стурлуссон имел возможность не раз побывать и в Норвегии, и в Швеции. Он наверняка был знаком с разными играми эпохи викингов, несмотря на то, что в Скандинавии на Ютландии сложились централизованные государства.

    По колено, по грудь и по плечи в землю вгоняют друг друга былинные богатыри. Илья Муромец прошел одну из стадий посвящения в воины, очистив поле от валунов. Мистика славяно-горицкой борьбы  описана А. Беловым.

    Ещё одна забава, описанная в Младшей Эдде, - бег. Тьяльви  соревнуется в быстроте с Мыслью Утгарда-Локи. В русских сказках догоняют зайца, утку и рыбу.

   Все мы когда-то играли в салочки. Бег – это не только проверка выносливости, но и ритуал, вошедший в историю со времён марафонского сражения (но, несомненно, еще более древний, относящийся к первобытным временам). Вспомните фильм «Земля Санникова» – эпизод выбора жён.

   При передаче олимпийского огня на самом деле никого догонять было не надо. Смысл этого действия состоял в том, чтобы избранный сумел быстрее донести божественное пламя мира и любви. В ночь Тесмофорий на вспаханном поле Скирона в Афинах нагие жрецы богини плодородия Деметры совершали бег с факелами.

    Викинги тоже довольно часто устраивали игрища, на которых мужчины состязались друг с другом в силе, ловкости и умении владеть оружием. «Существовало также особое упражнение для сохранения равновесия в бою, человек должен был пробежать по лопастям весёл на корабле во время гребли (!). Саги утверждают, что в этих упражнениях особо отличался конунг (князь - Т.В.Олав Трюггвассон. Викинги в своих играх были склонны к жестокости и насилию. Так, состязания в воде заключались в попытках утопить соперника. При игре в «кнаррлейк», напоминающей русскую лапту, дело тоже доходило до серьезных увечий. Любили скандинавы и бои жеребцов до смертельного исхода» (Будур Н.,1996). 

    Выше я перечислил некоторые ритуалы, требующие от мага физического совершенства. Что скрывать – в ХХ веке далеко не каждый может им похвастаться. Впрочем, и ранее, несомненно, были физически неполноценные  или одряхлевшие люди-маги. Кажущийся недостаток  оказал им явную услугу – они создали свой собственный метод погружения в магическую реальность. Речь и дет о ритуале, известном нам сейчас под именем «настольная игра».

   С играми подвижными настольная игра соотносится приблизительно так, как математика с естественными языками. Появление настольных игр по своим масштабом сравнимо разве с разработкой операционного исчисления Оливером Хевисайдом, той области математики, что ближе остальных подходит к магии. Ведь именно здесь может быть введено понятие субъекта и различения (вырождения). Для человека с физико-математическим мышлением любой обряд есть преобразование симме-рии, выполненное действием ряда операторов над реальностью и субъектом в ней. Цель проста - переход в пространство магии. Но в отличие от абстрактных математических операторы магии строго индивидуальны и конкретны.
    В настольной игре простейшим оператором является, например, фишка или игральная кость. Однако для того, чтобы войти в магию, надо иметь в виду, что это вовсе не та фишка, которую штампует станок. И совсем не тот пластмассовый кубик, какой можно купить в магазине.

    «Никто не даст магической силы: её нужно заслужить. Существует лишь один способ, как добиться этого: практика…»  Традиционные ритуальные орудия ведьмы – чаша, клинки, алтарь, шнур, булава, кадильница, рабочая книга, её одежда, руны, талисманы – все они напитаны Силой владельца и пользователя, все ни в необходимый момент отдадут эту силу, сообщают Крэг Д.М. и Паул Хасон (1992). Руна Техкур, начертанная мной, - вовсе не та Техкур, что начертана Вами. Операторы всегда субъективны.

    Г.С. Гриневич (1993) рассматривает надпись из двух рунических знаков  на костяном цилиндрическом основании шахматной фигуры Х века, найденной на Темировском поселении -  впрочем, не указывая первоисточник этих сведений. По его мнению, мы имеем дело с протославянскими символами типа «черт и резов», то есть с названием фигуры: «КОНЬ». Но вряд ли эта фонемантическая по сути и форме трактовка единственно правильная. Быть может, эту надпись стоило перевести, ориентируясь на смысл знаков? Тогда не процветала повальная грамотность. И уж если кто чертил руны, так только человек посвящённый. Например, если бы мы имели дело с рунами футарка, то очевидно первая руна – это руна Тюра, а вторая (связанная руна) – это перевернутая и перечеркнутая Uruz. Знак в виде переплетённых колец Г.С. Гриневич считает символом шахматной игры.

Обратимся к «Старшей Эдде», сложенной в языческую эпоху, но записанной только в первой половине ХIII века (Беовульф, 1975):

7. Встретились асы
на Идавель-поле,
капища стали
высокие строить,
сил не жалели,
ковали сокровища,
создали клещи,
орудья готовили.

8. На лугу, веселясь,
в тавлеи играли,
всё у них было
только из золота…

    Тавлеи здесь (сравните с русскими – таврели) являются средством развлечения. Это и не мудрено, поскольку «Прорицание…» – это далеко не самая древняя часть «Старшей Эдды». Об этом свидетельствуют христианские мотивы вины старших асов за нарушенные клятвы и за кровь, пролитую в священном Асгарде для его же блага. Алчность-Гулльвейг якобы есть воплощение зла в виде женщины – тоже пришлая идея. Наконец, об этом говорит и откровенная поздняя вставка о приходе Спасителя (Христа) после гибели языческих богов – между прочим, самая короткая, в четыре строки – и поэтому самая впечатляющая:

65. Нисходит тогда
мира владыка
правящий всем
властелин могучий.

      Ведь Один по-прежнему правит, но только уже под именем Бальдра, умершего и воскресшего. Значит, речь идет о христи-анском боге. 

   Собирание «старшей Эдды» приписывается Сэмунду Мудрому Сигфуссону (1056 – 1133), который был сельским священником на хуторе Одди в Исландии. В этом же хуторе искал былой учености и Снорри Стурлусон (1179 – 1241). Сэмунд получил образование в одном из монастырей Парижа, а потом вернулся на родину, где , несмотря на свой сан, прослыл колдуном, подобным Мерлину. Сформировавшись как личность на переломе эпох, Сэмунд мудрый в своих трудах не смог избежать противоречий этого странного времени.

   Снорри Стурлуссон также унаследовал характерный для Исландии сплав мироощущений. При чтении прохритстианского «Пролога» и традиционного «Видения Гюльви» складывается впечатление, что автор мечется от более древней традиции к модной, современной ему. Показательно, как кончил Снорри свою жизнь. Спасаясь от убийц, он по совету священника спрятался в подвал – и был тут же им выдан своим неумолимым преследователям (Стеблин-Каменский М.И., 1967).

    Прожив очень длинную жизнь по меркам средневековья, когда 45-летний мужчина считался стариком, Сигфугссон , вероятно, успел побывать и в Гренландии, до которой было значительно ближе, чем до Парижа. И хотя он родился ровно через 56 лет после принятия земляками христианства, Сэмунд Мудрый в полной мере застал бытовавшие среди бондов легенды – и, конечно, шахматные игры типа hnefatafle.
    Фигуры делали из глины или дерева, они не дошли до наших дней. Известно лишь несколько фигурок из бивней моржа и слоновой кости. Занятно, что постоянный эпитет таврелей в русских былинах – «золоченые». И Эдда именует свои тавлеи золотыми.

   Известен внешний вид «доски» еще одной игры эпохи викингов – мерилз. Это – реконструкция игрового поля для мерилз, осуществленная Йорвикским центром по исследованию викингов: вместо клеток – небольшие углубления, связанные направляющими линиями, которые образуют на игровом поле своеобразную паутину.   В качестве фишек используются речные камешки округлой формы. А что, если всё Идавель-поле (в интерпретации В. Щербакова (1996) – «поле для занятий валунами») являлось громадной шахматной доской, на котором игроки переносили или перекатывали вдоль по проведённым бороздам золоченные шары и устанавливали их в специально вырытые лунки? В такой игре развивалась бы и сила, и быстрота, и логика. Не является ли настольный вариант мерилз макетом? Не случайно именно золоченные тавлеи, как лучшее из погибшего мира, останутся в мире обновленном наравне с рунами  - вернее, памятью о рунах!

60. Встречаются асы
на Ивдель-поле,
о поясе мира
могучем беседуют
и вспоминают
о славных событиях
и рунах древних
великого бога.

61. Снова найтись
должны на лугу
в высокой траве
тавлеи золотые,
что им для игры
служили когда-то…

 Так гласят строки «Старшей Эдды» – и мы ей верим.»

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. «Введение»

    Странно, что при упоминании крупнейших трактатов по истории шашек и шахмат москвичи пропустили своего земляка Д. Саргина. Более того: его имя вообще не упоминается в их работе, явно претендующей на широкий охват основополагающих публикаций и исторических фактов.

   Ещё более странно выглядит их фраза: «Несмотря на древность всем известных шахмат и шашек, нами и профессором Хайдаровым Ж.С. предпринята попытка создания нового поколения настольных игр». Что за непонятная робость? Кто сказал, что древние игры не могут развиваться? Наоборот – вся история шашек и шахмат – это их непрекращающееся развитие вплоть до наших дней.

2. «Шашки Тамерлана»

    Почему авторы не представили фотоматериалы  археологических находок, найденных в Отраре – резиденции Тамерлана? После этого упоминать «очевидные предметы» из Отрара в качестве научных доказательств в их работе уже невозможно. Я подумал: если мы так быстро скатимся в область беллетристики, то строгий анализ потеряет всякий смысл.

    И эта версия тут же подтвердилась. Авторы быстро вошли во вкус легковесных «открытий». Буквально в следующих абзацах читателю предлагают не сомневаться даже в том, что Тамерлан не только любил играть в шахматы и шашки, но и сам «их придумал или усовершенствовал». Ну и откуда такие данные? Из секретных манускриптов самого деспота, расшифрованных профессором Хайдаровым Ж.С? Ну так дайте фотокопию текстов с переводами. А как иначе?

   Далее авторы утверждают, что Тамерлан играл именно в столбовые шашки – если судить по форме самой фишки (шашки) с нижним пазом и верхним выступом. Что ж, такой вариант не исключен. Но на какой доске и по каким правилам? Ответа нет. Зато тут же без всяких оговорок приводятся правила никогда не существовавших «шашек Тамерлана» - и уже большинство читателей никак не могут сообразить: где кончается  Тамерлан, а где начинаются Латыпов и Гаврилов? Может быть, это  - одно и то же?

3. «Шашки Чингизхана»

    Ещё больше тумана вокруг имени другого восточного деспота - Чингизхана. Ведь после не умевшего не читать, не писать сына степей не было найдено НИЧЕГО: ни секретных трактатов, ни фишек. Полный тупик? Но авторы уже полностью вошли в роль посвященных в великие тайны сказителей:

   «…В пыли веков были утрачены легендарные военные игры Чингизхана, которые ОН ПРИДУМАЛ САМ, во многом изменив китайские шахматы «сянци», чатурангу индусов и шахматно-шашечные игры народов Центральной Азии…» А в свои игры он играл только сам с собой для оттачивания своего выдающегося стратегического мастерства…Ну и так далее. Абсолютно ясно, что при таком стиле изложения в виде  побасёнок и  баллад позволительны самые нелепые гипотезы и предположения.  Например: оказывается, в придуманных (или не придуманных?) Чингизханом шашечно-шахматных играх в принципе не могло быть прямого тотального уничтожения шашек соперника, так как в его армии было много воинов из покоренных им стран. То есть он их не уничтожал, а пленял и заставлял сражаться на своей стороне. Поэтому и шашки в шашечных поединках бить было нельзя?..

Железная логика – не правда ли?

Зачем же понадобилась такая многоступенчатая неправда?

     Читатель, ну какой же ты недогадливый! А как иначе авторы книги докажут, что великие восточные тираны могли играть только в столбовые игры?

   На самом деле в шахматах и шашках испокон веков существовали различные типы ведения игры: игры вперегонки; игры с полным уничтожением сил соперника или с их запиранием; более изящные «рыцарские» системы игры, в которых было достаточно победить только старшую фигуру; топологические игры с дележом территории или прорывом противоборствующих структур; комбинационные игры-задачи – и так далее. А игры с пленением мало известны. Даже когда в древних многосторонних шахматных играх допускалось пленение шахматных дружин, то оно происходило очень просто: пленённый король вместе со своей дружиной попадал в распоряжение более сильного игрока. То есть технология накрывания чужих фигур своими вообще не применялась.

   Единственная столбовая игра, более-менее известная – это башни, то есть шашечная игра, история которой в принципе не могла простираться в прошлое далее ХIII века. (Так как столбовые шашки не могли родиться раньше общеизвестных так называемых европейских шашек на двухцветной шахматной доске).   И столбовые шахматы никому не были известны. Поэтому наши авторы так стремятся подогнать прошлое под нужный им ответ, выдвигая одну неуклюжую версию за другой.

4. «Явление Русских шахмат». 

   Пэтому легендарные открытия триумфально продолжились. «Два плоских кружка для шашечной игры», найденные археологами в районе Старой Рязани и относящиеся к ХI веку, были повесомее таинственных монгольских шахмат. Правда, серьёзным шахматным историкам давно известен каталог «Шахматы из собрания Государственного Эрмитажа». (Каталог выставки к VI Конгрессу Международной ассоциации шахматных коллекционеров в Санкт-Петербурге 15 - 19 июня 1994 года.) – в котором помещён комплект шахматных фигур из Золотой Орды вполне традиционного вида для той эпохи (фигуры абстрактной арабской формы). И эти шахматы ничего общего со столбовыми играми не имеют. Но раз они полностью опровергают марсиано-монгольскую версию наших авторов, то зачем о них вспоминать? Об этом каталоге Д. Гаврилов и Н. Латыпов поэтому и не вспоминают…А вот симпатичный плоский кружок с изображением бородатого вятича со щитом и мечом – это именно то, что нужно для их смелой гипотезы. Хотя  плоская шашка с изображением воина может быть в составе какой угодно игры (или денежкой…или талисманом…или просто пуговицей с плаща местного воеводы). Но если нельзя, а очень хочется… Дальше я умолкаю. Во всяком случае ни набора фигур, ни доски, ни правил, ни документального описания столбовых шахмат история не зафиксировала.

    Следующее сенсационное открытие авторы делают в сфере магии. С пылом первооткрывателей они провозглашают: «А почему бы не предположить, что прадеды шахмат и шашек имеют не военный, а магический подтекст?» В то время как эта «свежая» мысль давным-давно была высказана в обширной  литературе. Разумеется, никто не умаляет магическую составляющую всякой глубокой игры. Но если вы уж взялись ПРОДОЛЖАТЬ эту тему, то для начала вспомнили хотя бы такого классика, каким был Йохан Хёйзинга, генальный труд которого был издан аж в 1938 году! 

   Зато вполне привлекательным является неприятие авторами христианского мракобесия, благодаря которому было почти полностью  потеряно ценнейшее наследие языческой культуры, включая игры, обычаи, своеобразное восприятие природы - и себя в ней. Но что конкретно хотели сказать наши авторы своей фразой: «Наши русские шахматные игры были утеряны или заменены до неузнаваемости». А вы разве знаете их первоначальный вид в дохристианскую эпоху в VII - IХ веках на территории нынешней России? Тогда ещё на карте не было Киевской Руси, это была эпоха Русского каганата – но вы ведь о нём не пишете ни слова. Подсказываю: по форме это могли быть только изобразительные шахматы, а не шахматы арабской абстрактной формы. Именно такой слон, датированный IX – X веками, и был найден на границе Русского каганата и Хазарии в крепости Саркел – Белая вежа. Но эта находка тоже вам не нужна, так как  и она полностью опровергает ваши «башенные» (а по сути безбашенные) шахматы. Не нужны вам и изобразительные шахматы из Афрасиаба (Древний Самарканд), датированные VII – VIII векам. Ну что – приехали?

   Нет, теперь наши авторы решили подойти  к проблеме с другого конца. Раз нет ни одного вразумительного доказательства их гипотезы, её просто нужно забыть. А вместо неё  - взять и «заново открыть» то, что не существовало никогда! То есть русские столбовые шахматы. Для чего они лихо соединяют:

- столбовые шашки
- игры кочевников (игры Тамерлана)
- чатурангу с её фигурами и игральным кубиком

    Но такой игры на Руси сроду не было. Как же её можно заново открыть? Тем более, что она собой представляет жуткую смесь несовместимых понятий. Проще было бы получить ребёночка от жирафа, осьминога и страуса. Конечно, бурное развитие фантазии и технических наук почти непредсказуемо. Вероятно, такие фантазеры скоро выпустят в реальный мир таких гомункулусов, перед которыми заспиртованные экспонаты в стеклянных банках покажутся красавцами…Но не лучше ли более пристально всмотреться в человеческого детёныша или в бабочку? То есть в естественные гармонично устроенные объекты, тайну которых мы так ещё и не постигли?

   Особо хочу отметить не совсем понятную любовь авторов к игральному кубику, что свойственно только безнадёжным фаталистам. В настольных играх кубик ещё в средневековье ушёл в область простейших детских игр и лохотронов. Современными более шикарными его вариантами безусловно являются рулетки и лотереи – забава для ущербных или вполне больных людей. Я, кстати, располагаю опытом по вынужденному внедрению жребия в некоторые варианты комбинационно-стратегических игр высшего класса – но как это далеко от примитивной рандомизации в чатуранге!..

   Особенно согрел душу абзац, в котором авторы предлагают применять столбовые шахматы в крупных избирательных кампаниях. Я сразу же подумал: не податься ли мне в Думу?.. Но если этого добиться так легко, то меня давно уже опередили и сами авторы книги, и те, кто её уже купил! Они давно уже там сидят!… 

5. «Магия настольной игры»  

    Вполне интересная глава: легендарные богатыри играют гигантскими шарами как мирами! Совсем как наши стражи ворот у Адмиралтейства. Но при чём здесь столбняк, то есть упомянутый синдром столбовых шахмат?

Руны, викинги, капища, ведьмы, тризны, мистерии…

   А вот и совсем неожиданный прокол: «…Для человека с физико-математическим мышлением любой обряд (!) есть преобразование симметрии (???), выполненное действием ряда операторов над реальностью и субъектом в ней». Каково?.. Почувствовал ли ты, наконец, мой читатель, то воздействие, которое обрушили на тебя наши уважаемые операторы с научными степенями и регалиями просвещённых магов? Ну и каков результат?.. Прозрел ли ты – или окончательно остолбенел?    

СПб, 21.10.2003



 


 


 


 





 

  1.   Персоналии
  2.   История знаковых игр
  3.   Наша игротека
  4.   Головоломки, лингвистические игры
  5.   Теория
  6.   Прикладные аспекты
  7.   Наши рецензии
  8.   Журнал в журнале
  9.   Прямой эфир
  10.   Библиография и её история
  11.   Коллекционирование

Яндекс.Метрика