Цели
  Преамбула
  Членство
  Контакты
  Ссылки
  Карта
  Новости
  Отзывы
  English
  Главная
 

 

Трубицын В.А.  Двухтысячелетний юбилей заблуждений.
(рецензия на книгу Л.Юдасина «Тысячелетний миф шахмат», М, «Северный паломник», 2004 г., 606 с., 3000 экз.)            
9 стр.                                                               

Сразу же после прочтения великолепной книги Леонида Юдасина хотелось лезть в драку, организовать диспут, привлечь внимание специалистов… И тишина. Ну ладно, я-то наверстаю… А почему молчит шахматная пресса и телевидение? Ведь это же крупное событие! Но, как оказалось, не для нынешней шахматной элиты, погрязшей в суете вокруг собственного пупка и кошелька. Видите ли, миллионы любителей шахматной игры должны сходить с ума от куцых сообщений с главных турниров, где главная новость сводится лишь к тому, кто первый – а кто второй. И это всё? Поэтому–то традиционные шахматы стремительно отходят на тридцатые позиции в информационных блоках. И, в конце концов, исчезают совсем…

В конце концов, миллионы шахматных любителей это уже не интересует. Увы – смерть традиционной шахматной игры – уже свершившийся факт. Игра изъезжена вдоль и поперёк. Сегодня умение противостоять сопернику всё чаще сводится к сомнительным технологиям, сводящимся к тому, чтобы во время игры помнить множество сыгранных вариантов и меньше делать ошибок до середины партии. Но ни в коем случае не играть самому! Ибо дебюты давно известны, там открытия делаются не каждый день - и даже не каждый год. Иное дело – шахматная культура во всех аспектах: история шахмат, новые шахматные игры, революционные теории и т.д. Тут есть, где развернуться и сказать новое слово. Чем мы и занимаемся.

Да, мне очень хотелось дать скоропалительный отзыв на книгу Л.Юдасина. Но было бы недостойно с моей стороны так поступать по отношению к истинному шедевру. Кое-что должно было отстояться. И надо было попробовать отказаться от моего традиционного кавалерийского наскока, сложившимся при расправе с претенциозными опусами околошахматной и околошашечной братии. Ибо Юдасин – это очень высокий уровень, это один из крупнейших российских шахматных историков, слава и гордость российской шахматной литературы! (О Саргине, Линдере и Авербахе, как я надеюсь, читатель уже наслышан).

Что же меня насторожило? Цитирую:

«В последние сталинские годы, вдохновлённые борьбой с «космополитизмом», советские учёные остроумно вывели «настоящий шатранг» из Средней Азии – сравнив детские игры Цейлона, Индии и Китая со средневековыми шедеврами таджикских гроссмейстеров. Чтоб они были здоровы!» (с.33)… «Постулат единого центра создания (из распространения из рук в руки) крайне сомнителен – уже из-за десятков предположительных родителей» (с.34)… «Вегетативное почкование из элементарных «скачек» (т.е. игр «вперегонки») выглядят диковато: быстрое линейное их действо, кубик – словно бы из иного, детского космоса,- рядом с медлительной причудливостью раннего шатранга, парящими, почти не пересекаясь, фигурами и метафизическими именами…» (с.34)… «Насчитаем несколько истоков: и – цивилизаций, и – внутри каждой культуры. Табличные игры, астрономия и астрология, оракулы, математика, мандала, ритуалы мистерий, развлечения…» (с.35)… «Сразу отбросим сочинение простым людом: слишком сложны и метафизичны во всех разновидностях промежуточные «думалки», совпадая деталями – всё-таки чересчур не шахматы» (с.35)…. «Парадоксален… «взрыв» источников VI – начала VII веков. Шахматы лет за 30-40 оказались разбросаны по всей цивилизованной Азии, широко известны низам и верхам.» (с.35)...

РЕЗЮМЕ:  Автор уверен, что шахматы возникли сразу в нескольких центрах цивилизации (кроме, разумеется, Бродвея). Ну а где конкретно? И в Египте, и в Иудее, и в Междуречье, и в Греции, и в Индии, и в Китае? Сразу и вдруг? Но письменные памятники и археология утверждают обратное. Вот более простые игры (например, шашки) возникали повсеместно во все времена – но  с разными правилами игры. И легко распространялись по всему свету. Поэтому нельзя утверждать, что шашки раз и навсегда были, например, придуманы в Древнем Египте. Их и сегодня кто-то придумывает на затерянных архипелагах и в таёжной глуши. У каждой цивилизации свой отсчёт времени, своя культура. И непременное  заимствование одних и тех же правил (и уж тем более их получение из рук полубогов) вовсе не обязательно. 

В результате новейших исследований стало ясно, что шахматный принцип – это явление геометрическое (как свойство непрерывных структур). Всякая же геометрическая закономерность доступна не только «посвящённым жрецам» или «учителям человечества», но и любому простолюдину (против чего категорически возражает Юдасин), рисующему на песке формулы перед щитом убийцы-конкистадора. Поэтому любая математическая «тайна» вполне может быть разгадана на кончике пера сразу в нескольких местах планеты. Только нужно собрать факты и доказать, что так и произошло. Но ведь Юдасин этого не сделал. Он просто предполагает, развесив кружева изысканной стилистики из богатого арсенала своей публицистической манеры письма. В то время как строгая наука уже пришла к выводу, что по имеющимся на сегодня источникам шахматы (разумеется, ещё в очень несовершенном виде – как игра в кости) впервые возникли в Центральной Азии на заре нового летоисчисления. И затем совершенствовались именно в Евразии, став в конечном итоге результатом коллективного творчества многих народов.

Разумеется, всегда найдутся  авторы более смелых предположений (например, что Москва и Карфаген – это одно и то же. И что шахматы на самом деле были завезены в Бомбей Дон Кихотом в колониальную эпоху. Ну и так далее…) Но ведь путь шахмат в Западную Европу абсолютно понятен: именно с Востока на Запад, а не наоборот. А поскольку Китай до сих пор играет в шахматы на ущербных для шахмат линейных досках, то он никак не мог быть родоначальником полноценной шахматной игры. Хотя (здесь удачно шутит Юдасин), кому же не известно, что все полезное, как утверждают китайские легенды, было изобретено китайскими императорами. Тогда остаётся Северо-Западная Индия и прилегающие к ней территории. До арабских завоеваний ни Египет, ни Иудея, ни Греция, ни Древний Рим шахмат не знали. Если есть другие доказательства – предъявите. «По всей цивилизованной Азии» - а также по Северной Африке и Южной Европе – шахматы за несколько десятков лет распространили арабы, значительно их усовершенствовав (и заодно упростив сам игровой комплект, сделав его доступным простолюдинам). В Китай шахматы попали через Великий шёлковый путь и были перенесены на традиционную для китайцев линейную доску. Более гениальным китайским изобретением является именно уэй-чи (корейск. – бадук, яп. - го). С них и этой славы более чем достаточно, так как эта игра гораздо глубже шахматного театра и уже общепризнана во всём  мире.

В целом, разумеется, Юдасин принадлежит к консервативному большинству шахматных историков, хотя он и поражает читателя взрывами красноречия и абсолютной раскованностью, невозможной в России вплоть до недавнего времени. И мы аплодируем его пассажам. Но на дворе царит уже другая шахматная эпоха! Не зная основ ОШТ (Общей шахматной теории), можно наговорить изрядное количество чепухи – точно так же, как если бы химик попытался обрисовать суть природы, пользуясь знаниями лишь об одном элементе менделеевской таблицы. Более того: даже мимолётная усмешка Юдасина в сторону детского кубика уже вернулась к нему бумерангом: новый класс шахматных игр с одновременным выполнением ходов уже невозможен без включения в игру фактора случайного выбора среди множества вариантов. То есть варианты есть, а рассчитать их в принципе невозможно. Любой расчёт на синергетической площадке вариантов не имеет смысла. Здесь главенствуют риск, блеф и юмор. А это уже совсем другая игра (шахматный покер). Или взять чатурангу. Все шахматисты  до сих пор смотрят на эту древнюю игру как на гадкого утёнка, не подозревая о том, что их любимая двухсторонняя   игра – лишь частный случай из ОШТ – как и система очерёдности ходов, как и общеизвестный комплект фигур, как и сама тетрагональная структура… (Не стоит канонизировать, господа,  своё очень ограниченное представление о шахматах – и тем более превращать не самый удачный их вариант в дойную корову. Такая позиция – предел наивности или лицемерия. Последние из могикан старого представления о шахматах, попав под каток ОШТ, либо надолго умолкают, либо переходят к подковёрной борьбе. Ни одного грамотного возражения автор ОШТ так и не услышал. Убавьте же свой апломб, оказавшись  в саду геометрических понятий и новейших гипотез на благодатной почве структурного анализа.)

Никакого вегетативного почкования из элементарных «скачек» и шашечных игр «вперегонки» действительно нет. Просто шахматы родились не на голом месте, а в культурной среде, где давно были известны множество других настольных игр и гаданий, предсказывающих исход сражений и другие важные события. Именно первые простейшие шашечные игры заставили фишки передвигаться по доске – ранее они лишь выставлялись в пункты гадания. Это действительно были «догонялки» по принципу – кто быстрее достигнет рубежа или построит какую-либо фигуру. Позже родилась идея уничтожать фигуры соперника (по аналогии с реальным боевым столкновением). Далее оставалось лишь сделать последний шаг: ввести в игру несколько типов фигур с разными правилами передвижения - по аналогии с военной дружиной, которая включала несколько типов воинов. Вот этот шаг и был решающим фактом изобретения шахмат: не сразу вдруг, а в результате накопления информации и опыта на протяжении нескольких веков. В полном же объёме шахматный принцип был описан лишь спустя 2 000 лет – только в ОШТ. Но даже в крупнейших шахматных энциклопедиях и сегодня об ОШТ нет ни слова! (то есть 25 января 2006 года… а вот уже и 10 ноября 2012 года…).

Ну а куда клонят дипломированные мистики и чародеи?

Да всё туда – к Богу. По их мнению, шахматы были даны людям в готовом виде - как откровение свыше. А затем игру якобы исказили неотёсанные аборигены не окраинах Ойкумены: кто как смог – вплоть до «нелепой» чатуранги. (Увы, над этой велеречивой версией я смеялся множество раз, мне уже надоело повторяться).

Да, истоков было много и подсказок, но решение было одно: поставить на плоскофигурную простейшую доску фигуры разного типа и заставить их уничтожать друг друга. Вот это и было качественным скачком, хотя единых правил на первых порах быть не могло, простейшие  закономерности игры постигались не годами, а веками. Ибо шёл интуитивный поиск высокой гармонии, недостижимой без громадной игровой практики и общения в определённом ареале, в едином центре - между городами и странами. (И уж никак между аборигенами очень далёких материков, стоящих на разных уровнях развития, без активных торговых и культурных связей).
 Спасибо Ю.Авербаху, он превосходно описал предысторию шахмат на Востоке. Где точно произошло их рождение? Об этом мы не узнаем никогда. Но мы знаем ареал, из которого они начали свое шествие по миру, совершенствуясь и удивляя. Это, безусловно, Центральная Азия. (Мелкие уточнения несущественны.) Как это произошло, мы уже знаем. Как видим и то, что из этого получилось.

«Принять тайну обидно… Цикличность шахматной истории (начинается) с длительного существования шахмат в виде тайного знания… Наша игра – «под контролем» (ибо не случайно же кто-то уничтожил целый пласт первоисточников)… В тотальной взаимосвязи шахматам принадлежит роль посредника между волей Всесильного и нашим умом…» Так настойчиво проводит автор мысль о невозможности постичь замысел Высших Сил не только в космогонии, но и в истории шахмат. Кадим, однако, кадилом…

Что касается повисшей в воздухе цитаты [«Пасиев сборник» удостоверяет  (Россия,  XIV век): "игра та от беззаконных халдеев (т.е. вавилонян – Л.Ю.), идольский жрец тою игрою пророчествует о победе царю от идола" (с.44).], то она очень примечательна. В ней не только выпукло освещён стиль мышления зомбированного религиозным мракобесием летописца, но и подтверждена лишний раз гипотеза Савенкова о проникновении шахмат на Русь восточным путём – минуя Западную Европу.

Юдасин убеждён, что вещественные доказательства говорят о полуторатысячелетнем возрасте шахмат, но «культурный анализ этот возраст удваивает». Ибо «каждый, глубоко уйдя в свою область исторического знания (фантазирования?) отыскивает корни шахмат и мотивы их появления. Прогрессисту (то есть мне – Т.В.) трудно принять связь нематериальную, а «увлечённому оккультисту» (Ю.Рыжкову) или этнологу (И.Линдеру), что его философия» не единственна. Ну а сам Юдасин на чьей стороне? Ага, вот: «Перед нами – архетип. Полное логическое описание архетипа невозможно в принципе (Юнг), ибо его реальность выше «только рацио» и содержит субстональную тайну (с.45). То есть без тайны - ну никак. Не хотите эзотерическую заумь – получите архетип. 

Конечно, кое-кто утверждает, что существует прямая связь структур шахматных досок с поверхностями многогранников. Но зачем же искать тайну там, где от неё ничего не останется через 15 минут? Лучше уж применить перевёртыш из анекдота о пьяном человеке, который искал ключи не там, где он их потерял, а под фонарём, где всё видно. Субстональную тайну, разумеется, лучше всего искать в более тёмном месте. И вот уже философ и математик Н.Рудин, заламывая руки, восклицает: «Ну как же так случилось, что индусы забыли, где и когда они получили эту мудрую игру?» (с.45). Тут неясность: получили от кого-то в готовом виде или изобрели? Ну а разве мы помним о том, где и когда мы получили множество древних изобретений? Так и сквозит мысль о том, что сам по себе человек ни на что не способен. В лучшем случае он может лишь перенять что-либо. Ну а кто же тогда впервые сказал А? Разумеется, он сам.

Я всё больше убеждаюсь в том, что Л.Юдасин вовсе не ставил перед собой цель найти тайну шахмат. Обрушив на читателя громадный ворох противоречивых фактов и домыслов, он изо всех сил пытается доказать, что искать эту тайну невозможно и не нужно. Проще её приравнять к величайшим загадкам мироздания. (Наиболее буйные фанатики даже договорились до того, что в шахматной идее зашифровано устройство вселенной). Зато как красив итог в такой позиции: и шахматы возвеличены выше всяких пределов, и «посвящённые» шахматные жрецы, пинающие своими тапочками простолюдинов.

Происхождение шахмат от карт или магических квадратов даже не хочется обсуждать. Почему вы считаете, что конструктор игр не способен ничего изобрести? Почему он непременно должен подсмотреть чужое решение или украсть чью-то идею? Конечно, мы творим не в вакууме, но уже давно выработаны строгие критерии оценки новизны. Сходите в патентную библиотеку и укоротите своё агрессивное невежество.

Общеизвестно, что шахматы возникли как модель военного сражения. Но и тут Л.Юдасин пытается гнуть свою линию: «Военный аспект шахмат, их представление как внешнего боя нарастало по мере забвения диалектического, духовного и психокосмического содержания» (с.51). Далее чародейство крепчает еще больше: «Пифагор, один из величайших мистиков и учителей древности (но, разумеется, не геометров – Т.В.), разрабатывал теоремы – постичь гармонию вселенной и воплощённую в ней волю Всемогущего. Подобно теологу (но, разумеется, не физику - Т.В.) Ньютону, нуждавшемуся в физике: сделать более явственной Славу Создателя», Эйнштейну с его «Б-г не играет в кости» - основной закон науки» (с.51). Как жаль, что даже тут Л.Юдасин не заметил простого ляпсуса: именно с последней фразой Эйнштейн и сел в лужу. Жаль также, что Л.Юдасин не вставил в этот пассаж потрясающие предсказания величайшего астролога (но, разумеется, не астронома - Т.В.) Кеплера, который во славу Всевышнего открыл-таки всемирный таинственный закон движения планет. Но не методом стучания лбом об пол (кому же не ясно, что Создатель ни под какой пыткой не выдаст простым смертным ни одного закона), а посредством многолетнего гигантского труда с использованием наблюдений и записей Тихо Браге в эпоху отсутствия телескопов… Есть, кстати, версия, что мамонты вымерли от того, что не умели разгадывать загадки…

О числовых совпадениях даже не хочется вспоминать. (64 гексаграммы… доски астрологов 8 х 8… 7+1 главных чакрамов… 4 стороны света…) У моего кота тоже 4 ноги. А вчера я упал с лестницы 4 раза. Ну и что?... «Связь шахмат с магическими квадратами можно считать хорошо обоснованной» (с.52). Неужели? А почему ОШТ обходится без них и без другого хлама? И тут же рядом – великолепное прозрение, оставшееся почти незамеченным: «Как и рождение фигур из структуры самой доски…» ЭТО ИМЕННО ТО, ЧТО И СОТАВЛЯЕТ СУТЬ ОШТ с добавлением концептуальных параметров игры. «Простые геометрические тела и символы, малые числа и элементарные действия ближе к духу, лучше соответствуют внутренней природе универсума, чем трёхэтажные формулы» (с.51). Опять в точку! Но развития нет. Создаётся впечатление, что Л.Юдасин просто не может или не желает схватить удачу за хвост и стремительно двигаться к истине. Ведь тогда его книги (этой энциклопедии заблуждений)  просто бы не было! Но теперь она есть – не как дерзновенный поиск, а как памятник человеческой глупости. Парадокс состоит в том, что для открытия тайны шахмат даже много веков назад никаких сложных технологий и машин не требовалось. Но поиск был заглушён религиозным мракобесием, традицией, невежеством, низкой культурой мышления, боязнью авторитетов и т.д. Титаны перебирают горы версий, ищут проблески истины, но вдруг какой-то конопатый двоечник берёт лист бумаги и задумывается: а почему следует играть только на традиционной доске? Это и будет началом новых концепций. Хотя потом шахматные чиновники и дутые авторитеты долгое время  будут спускать его с лестницы (Дамский, Гик, Рошаль, Ботвинник, Каспаров, Линовицкий – им нет числа…)

Что касается индусской «теории планиметрических символов» и собственно мандал, то это – всего лишь одна из форм гадания. Но интересно то, что предсказание или медитация были возможны только с использованием графического образа то ли небесного дома, то ли земного храма, то ли крепости. Тут есть простор для фантазии и развития идеи. Мандала – это ещё не шахматная доска, но уже игровое поле для определённых символических действий (с.53).
А вот опять автора понесло в чудодейство: «Чтобы лучше ощутить связь шахмат с вершинами древнего знания (помимо «похоже» и «могло быть»), возьмём легенды. В основании – пророк (например, Юдасин - Т.В.), величайший мудрец (наверное, я –Т.В.), мистик (претендентов – хоть пруд пруди -Т.В.), «конференция умов». Ни разу – человек простонародья. Ни разу колдун или «просто учёный». Совет мудрецов Индии. Важургмихр – нарицательный «мудрейший и провидящий советник царя». Скучающий за осадой Трои Паламед (знать, не одни шашки и арифметики ему давались! - Л.Ю.). Персонально Египетские боги. Императоры и великие просветлённые Китая. Соломон – мудрейший из людей, и даже «отец пророков» Моисей, получающий их (шахматы – Т.В.) в составе Устной Торы на горе Синай! Выше некуда. Мифологическое указание, где искать корни шахмат (согласитесь, футболу такое не припишут - Л.Ю.» (с.53).   

В этом весь Юдасин. От него так и несёт за версту монашеской позой, утончённым аристократизмом, избранностью, грозной волей человека, знающего истину. Это говорит не плебей, а мессия! Внемлите его проповеди, ваше мнение ему не интересно. Но тогда возникает вопрос: насколько научна его книга? Может ли столь начитанный человек не брать за основу общепринятый метод научной дискуссии?

По объёму информации и стилю изложения книга Юдасина безусловно хороша. А в целом – какое величественное заблуждение!  Остаётся лишь утешать себя мыслью, что великие люди даже своими ошибками нас быстрее продвигают к истине, чем мелкий народец своими достижениями.
 Юмор заключается в том, что ни один из перечисленных мудрецов при разгадке тайны шахмат мне, рационалисту, не потребовался (даже ни одной их цитаты). Потому что тайна шахмат, как оказалось, заключена всего лишь в школьном учебнике геометрии. Перестаньте же вы размахивать кадилом там, где достаточно иметь циркуль и линейку.

Таков анализ Главы I под названием «Версии и причины возникновения, распространения шахмат», в которой главным эпиграфом реет как знамя цитата из Бентемпелли: «Не без причины неизвестно происхождение игры в шахматы; вероятно, она существовала до появления на Земле человека (как и таблица умножения –Т.В.) и, может быть, даже до сотворения мира; если мир впадёт в хаос, а хаос превратится в ничто, игра в шахматы останется вне пространства и времени свидетельством вечного существования идей». Ах, как легко удивлять нас словоблудием. Но приятно, что наконец-то церковь тоже перестраивается. Многие века она жестоко преследовала шахматы и другие не менее соблазнительные увлечения прихожан. Но наконец сдалась. И если раньше автором шахмат был Дъявол, то по новому расписанию теперь их придумал Бог. Но я-то знаю, что их придумал простолюдин. И мне осталось только глубже понять его замысел и развернуть его в величественную картину десятков тысяч абсолютно правильных игр. Которые церковники пока не признают. Но мы подождём: у нас в запасе не только вечность, но и, слава Богу, Интернет.

Спасибо Юдасину за шахматную фантастику, но горшки  - как и самые сложные игры – мы делаем сами. Заходите – научим.

 

 

 

 

 

 

  1.   Персоналии
  2.   История знаковых игр
  3.   Наша игротека
  4.   Головоломки, лингвистические игры
  5.   Теория
  6.   Прикладные аспекты
  7.   Наши рецензии
  8.   Журнал в журнале
  9.   Прямой эфир
  10.   Библиография и её история
  11.   Коллекционирование

Яндекс.Метрика