Цели
  Преамбула
  Членство
  Контакты
  Ссылки
  Карта
  Новости
  Отзывы
  English
  Главная
 

Николаевич В. О шахматах и не только.                                           9 стр.

Владимир Николаевич, vnikolaevich@mail.ru
Опубликовано: 20.5.2004 в журнале «Компьютерра».


В середине 1980-х годов автору этих строк довелось познакомиться с первой частью романа Сергея Павлова "Лунная Радуга". Книга эта не была событием в фантастике, но увлекательный сюжет и оригинальные детали врезались в память неизбалованных советских читателей (вроде меня) очень крепко. Представьте, например, такую картину. Один из персонажей романа бродит по космическому кораблю и мимоходом отмечает:   "В бане сидели трое и играли в шахматы, держа доску на коленях". Представили? Если вы знакомы только с классическими шахматами, эта фраза способна ввести в легкий ступор. Как можно играть в шахматы втроём? А как расставлять фигуры? А как ходить? А кто выигрывает?..

Задетый за живое, я тогда даже отважился сделать эти самые "тройные" шахматы, ни капли не сомневаясь, что создам невиданную доселе игру. Потратил я на них не одну неделю. На листах картона рисовал треугольные и шестиугольные доски самых разных размеров, с треугольными клетками и "пчелиными сотами", чёрно-белые и трёхцветные… Потом уговаривал друзей, не чуравшихся обычных шахмат, играть на этих полях странные партии "на троих". Довольно быстро мы пришли к неутешительным выводам.

Во-первых, переход от квадратных клеток к шестиугольным увеличивает число возможных ходов каждой фигуры в полтора раза. Если на квадратной клетке у слона есть четыре диагонали, то на шестиугольной - шесть. Думаете, это хорошо? Играть таким слоном намного труднее! Перед каждым ходом надо обдумывать гораздо больше вариантов. И это касается не только слона, но и всех фигур, своих и вражеских.

Во-вторых, игровое поле для трёх человек должно быть (на первый взгляд) больше обычного - число клеток на доске легко доходит до сотни, а то и переваливает за неё. Этот простор вовсе не облегчает игру - большое поле труднее держать в голове. Введение третьего цвета (вдобавок к чёрным и белым клеткам) усугубляет положение - появляется третий слон, игра становится ещё более непривычной, а значит, трудной.

В принципе вместо "пчелиных сот" можно использовать треугольные клетки - из них легко выкладывается доска для трёх армий. Сторон и диагоналей у треугольника меньше, поэтому нагрузка на игрока слабее. Но доска всё равно остается большой, и поставить на ней мат вам хотят два человека, а не один. Добавьте сюда непривычные правила, бесполезность прежнего шахматного опыта, и вы поймете, что в такой ситуации трудно просчитать ситуацию даже на ход вперёд.

Конечно, многое можно было преодолеть тренировками, как и в обычных шахматах. Но для тренировок игра должна быть увлекательной и гармоничной, чего у нас не наблюдалось. Как выяснила наша компания, появление на доске третьей стороны вносит в партию не только экстравагантную изюминку (ради которой всё и затевается), но и фундаментальную проблему, возможно неразрешимую. Оказывается, для нормального человека привычна только парная борьба. Белое и чёрное, Инь и Ян, Небо и Земля, мужское и женское - такие дуэли нам знакомы и понятны. А вот равноправное противоборство трёх сторон - это какая-то неустойчивая аномалия. О ней можно умно рассуждать в фантастическом романе, но когда дело доходит до трёхсторонних шахмат, возникают большие подозрения, что сама идея "борьбы трёх" - мертворождённая фантазия, вроде трёхногих инопланетян.

Не буду сейчас вникать в нюансы проблемы. Скажу лишь, что в конце концов все нарисованные "доски" были положены в долгий ящик. В голове осталась только одна мысль: теоретически ситуацию можно было бы исправить, подключив к игре компьютер. Если бы он играл за одну или две стороны, то, "покрутив" настройки его агрессивности и выбора противника, можно было бы создать увлекательный вариант необычных шахмат. Конечно, такого компьютера у меня не было. Был лишь программируемый калькулятор "Электроника" МК-54, с памятью на 97 байт. Он, в принципе, играл в шахматы, но только одним королем против двух слонов.

Шли годы, менялось "железо" и программы к нему… В девяностые я уже регулярно запускал на персоналке очередного кибершахматиста и, получив от него мат на втором десятке ходов, мечтал, как было бы здорово сыграть вместо скучной шахматной классики во что-нибудь этакое… сам не знаю что.

Со временем я узнал, что нестандартные шахматы описывал не только Павлов. Так, в сериале "Star Trek" герои регулярно играли не просто в трёхсторонние, а сразу в трёхмерные шахматы. И на собраниях фанов сериала наборы для такой игры до сих пор продаются всем желающим. К сожалению, попробовать что-то похожее на компьютере до последнего времени не удавалось - популярные шахматные программы строго держались канонов.

Всё изменилось около месяца назад, когда для поиска в Google я ввёл слова "Atomic Chess". Подумалось, что эту забавную игру можно легко встроить в обычный шахматный движок, поэтому кто-нибудь наверняка уже запрограммировал её и выложил в Сеть. Через минуту нашелся веб-сайт под названием ChessVariants.com. Через три минуты стало ясно, что он воплощает все мои самые смелые фантазии. А через тридцать - я чувствовал себя любителем пива, попавшим на пивзавод, залившим в себя ведро лучших сортов, а затем поскользнувшимся и упавшим в цистерну с готовым продуктом.

ChessVariants - некоммерческий сайт, созданный энтузиастами для сбора информации о любых разновидностях шахмат. То, что получилось у этих людей, просто восхищает. Начавшись в 1995 году с личного сайта одного голландца, со временем этот проект стал самым авторитетным источником в своей области. Достаточно сказать, что на него ссылается онлайновая "Британника".

Сегодня ресурс поддерживается командой из семи добровольных редакторов и, благодаря посетителям, постоянно пополняется. У сайта лаконичный и хорошо продуманный интерфейс, есть версия для офлайна. Собрана большая коллекция необычных шахматных фигур (Piececlopedia), шахматной литературы, периодики, сборников задач и ссылок на сетевые ресурсы. Но главное богатство - это, конечно, сами варианты шахмат. Их количество уже превысило шестьсот оригинальных разновидностей. И во многие из них можно играть прямо на сайте! Достаточно включить в браузере поддержку Java, как на странице с описанием очередной шахматной фантазии появляется игровое поле с компьютерным оппонентом. Небольшие Java-апплеты, созданные энтузиастами (из которых главный - Ed Friedlander, воплотивший на Java сотни шахматных игр), позволяют безо всякой подготовки кликнуть по ссылке и уже через минуту оценить все плюсы и минусы каких-нибудь Beirut Chess.

Конечно, с шахматной точки зрения эти мини-программы играют довольно слабо, перебор ведут неглубокий и лишены такой развитой эвристики, как у шахматных киберлидеров вроде DeepFritz или DeepJunior. Но зато они быстро "думают" и быстро загружаются даже по медленному каналу. А "сил" у них в большинстве случаев достаточно, чтобы поставить мат любителю, особенно обескураженному необычными правилами. Кстати, для облегчения игры во все Java-программы встроена подсказка: когда вы "берёте" свою фигуру, на доске подсвечиваются те клетки, куда её можно поставить. Пустяк, но очень полезный.

Какие же шахматы можно найти на ChessVariants? Легче сказать, каких нельзя. Что бы вы ни представили, скорее всего, это уже придумано и описано или в точности, или в близком приближении, - надо только поискать. Самые дикие фантазии, о которых нормальный шахматист и помыслить не может, выложены на ChessVariants хотя бы в виде фотографии, рисунка и краткого описания (правила, автор, год изобретения). Вы видели, как клингоны в "Star Trek" играют на треугольной доске? Это жалкий примитив. Настоящие сапиенсы используют доску в виде символа бесконечности, как в Infinite Chess (их изобрёл основатель сайта Ханс Бодландер - в юности он вместе с братом придумал немало шахматных вариантов, играть в которые было почти невозможно; как я его понимаю!), или трёхмерное поле в форме пирамиды - Space Chess. Вы можете вообразить шахматы на поверхности шара - Sphere Chess? Не говорите, что это анекдот. Анекдот - это шахматы в бутылке Клейна - Topologies Chess, вот их попробуйте вообразить. Вы привыкли, что игровое поле неизменно? А в Motorotor Chess боковые части доски вращаются вокруг центральной. Думаете, играть можно на одном поле? А в Triple Chess используются три обычные доски, соединенные коридорами, на которых два игрока распоряжаются тремя комплектами фигур.

                                               *   *   *

Рассказывать об изысках шахматной мысли можно долго, но, полагаю, вам уже ясно, как воспаряет фантазия любителей этой, казалось бы, строгой игры. Разработаны целые направления, сочетающие шахматы с колодой карт или бросанием кубика. На больших полях с реками и мостами можно вести сражения, больше напоминающие военные стратегии, чем абстрактную игру на чёрно-белом поле. Не буду касаться таких очевидных вещей, как шестиугольные доски, многоцветные поля и нестандартная расстановка фигур на стандартном поле. На ChessVariants их многие сотни, как и вариантов для трёх, четырёх и более человек. Для тех, кому больше нравится играть с друзьями, нежели с машиной, на сайте выложены утилиты, позволяющие создать собственную доску на экране компьютера и распечатать её.

Сам я пока изучил лишь верхушку этого айсберга, но уже убедился, что он одинаково хорош как для эффективного мозгового массажа, так и для развлечения в обеденный перерыв. Если вам не нравится экзотика на цилиндрической доске или древние китайские варианты, можно выбрать вполне обычные, вроде Brotherhood Chess, которые отличаются от классических лишь запретом на столкновения фигур одного ранга (то есть пешки могут бить всех, кроме пешек, и т. д.). А если времени мало, то за десять минут можно сыграть упрощённую партию с малым набором фигур. Скажем, Peasant Revolt Chess - пешки против коней.

Перепробовав с полсотни вариантов и везде получив (на первых порах) мат, поневоле начинаешь философствовать. Неожиданно понимаешь, что ограничения не менее полезны, чем богатые возможности; что простое лучше сложного, а старомодный «вариант FIDE» все же удивительно гармоничен. Выключив монитор после часового погружения в очередной шахматный сюрреализм, с ностальгией вспоминаешь детство. Какие простые игры были в те годы! Крестики-нолики, точки, морской бой, кто дальше плюнет… Голова после них не болела и глаза не слезились.

Пожалуй, на этом разговор можно было бы и закончить, если б не одно важное дополнение. В рубрикаторе ChessVariants среди обычных разделов, вроде «Java Programs» или «Interviews», есть странная ссылка - «Zillions of Games files». Эту же ссылку можно встретить и в описаниях вариантов, где примерно треть игр помечена жёлтым квадратом с буквой Z. Если пойти по этой ссылке, то через два клика оказываешься на сервере компании Zillions Development Corporation, бродя по которому, удивляешься почти так же, как и при первом знакомстве с ChessVariants.

Главный продукт компании, продающийся на сайте www.zillions-of-games.com, - это диск с названием, которое можно перевести как «Мириад игр». Сперва может показаться, что вам предлагают очередную подборку логических головоломок, связанных одним интерфейсом, но на деле «Zillions of Games» нечто гораздо большее. Формально будучи Windows-программой, «Zillions of Games» фактически является оболочкой для запуска других игр, разработанных по специальным правилам.

Авторы этого проекта Джефф Маллет и Марк Лефлер (Jeff Mallett, Mark Lefler), представляя в 1998 году первую версию своего детища, рассказывали, что хотят в одночасье сделать устаревшими все логические игры на одну тему. Сапер, шашки, реверси и шахматы - всё это рано или поздно надоедает человеку, поэтому бывалые игроки редко тратят деньги на головоломки. Маллет и Лефлер попытались кардинально изменить ситуацию, создав единый универсальный движок для любых логических игр ё платформу, которая покупается один раз, а затем новые игры к ней скачиваются с веб-сайта бесплатно, по мере надоедания старых.

Несомненно, это была амбициозная цель. Двое программистов не могли сутками напролёт придумывать (и кодировать) новые игры, поэтому они поступили хитрее - создали особый язык, на котором можно легко описывать правила любой логической игры, и алгоритм для компьютера, который в эту игру играет. Проще говоря, авторы «Zillions of Games» предложили всем желающим самостоятельно писать игры для их оболочки. Наверное, надо быть чрезвычайно уверенным в своей гениальности, чтобы рассчитывать на успех такой идеи.

Разумеется, вытеснить с рынка все прочие логические игры двое программистов не смогли. Однако в остальном их проект оказался очень удачным. Внутренний язык «Zillions of Games» достаточно прост, чтобы сотни людей попробовали что-нибудь сваять на нем. Уже через год с сайта компании можно было скачать больше трехсот игр, написанных добровольцами. Оболочка позволяет легко использовать спрайтовую графику, поэтому большинство этих любительских поделок выглядит весьма симпатично. Перед выкладыванием на сайт они проходят своего рода фильтрацию, и, подозреваю, к некоторым прикладывает руку штатный художник компании. Денег авторы игр не получают, что, в общем, логично, поскольку их творения скачиваются бесплатно.

Надо заметить, что во всём «зиллионе» принципиально нет динамических игр вроде тетриса - движок не допускает. С другой стороны, работа с таким движком сильно упрощена, и его легко программировать. Язык, придуманный Джеффом Маллетом, является неким гибридом между HTML-разметкой и LISP. Он позволяет описать саму идею и алгоритм, не опускаясь до кодирования конкретных процедур и тем более интерфейса. В качестве основного «думателя» во всех играх, требующих размышлений компьютера, выступает внутренний AI-блок «Zillions of Games», о котором мало что известно. Публике доступны лишь развёрнутые описания команд для взаимодействия с этим эвристическим блоком да ещё пара регуляторов в самих играх - один определяет время размышления машины, а второй, судя по всему, - объём используемой памяти. Возможно, многие программисты отнесутся к самой идее универсального AI-блока скептически. Тем не менее, его довольно трудно победить даже в привычных играх. Вдобавок оболочка «Zillions of Games» позволяет подключать собственноручно написанные dll-файлы с дополнительной логикой. А для тренировки можно редактировать алгоритмы уже готовых игр, благо их коды открыты, хранятся в отдельных файлах и легко читаются.

Демо-версию «Zillions of Games» можно скачать бесплатно (советую сделать это всем, кто любит умные игрушки). Хотя установочный файл тянет аж на 18 мегабайт, скачав его, вы получите 46 самых разных игр, о многих из которых и не слышали. Кроме того, у большинства из них есть по пять-десять вариантов, сильно отличающихся от основного. Например, обычные шашки имеют шестнадцать разновидностей, от простых поддавков и стоклеточных до очень интересных турецких и армянских. Ко всем играм прилагается описание правил и стратегии, по желанию включается подсветка - чем и куда можно ходить, кого атаковать. Можно приказать компьютеру сделать ход за себя. Всё это помогает понять стратегию любой игры (или головоломки) за одну-две полные партии.

У демо-версии есть ряд ограничений, главнейшее из которых - блокировка дополнительных игр. Однако демо-версия превращается в полноценную вводом регистрационного ключа! После чего можно снова пойти на сайт Zillion’а, открыть на нём список добавочных модулей и ощутить всю тяжесть выбора. Сейчас, когда я пишу эти строки, бесплатно можно скачать 960 игр, и, как видно по новостям, ежемесячно добавляется три-четыре новых. У каждой можно посмотреть краткое описание и скриншоты, а их размер колеблется от десятков до сотен килобайт.

Вся без малого тысяча игр разбита на три группы: головоломки, шахматы и «другие». Шахматные варианты Zillion’a частично совпадают с теми, в которые можно играть на ChessVariants, но много и уникальных. Всего их 313 штук, так что выбрать есть из чего. Комфортность игры в Zillion’овские шахматы на порядки превосходит аскетичные Java-апплеты, вдобавок эта оболочка позволяет играть по сети. (Думаю, всем очевидно, что соревноваться с машиной быстро надоедает. С другой стороны, немало вариантов возможны только на экране компьютера). Сетевая игра позволяет совместить удобства машинной поддержки с увлекательностью поединка между людьми. И если в вашем офисе или подъезде есть локальная сеть, а стрелялки-гонки-стратегии уже наскучили, то можно замечательно скрасить время умной игрой с приятелями. Классические шахматы зачастую слишком длинны и сложны, а вот, скажем, шахматные поддавки - другое дело! «Zillions of Games» предлагает тьму подобных игр на любой вкус. Что бы вы ни захотели: простую вещицу вроде «Сапера», настольную английскую стратегию конца XIX века или клингоновскую Klinzha, - всё будет у вас под рукой. По правде сказать, такое изобилие иногда даже подавляет. Впрочем, к хорошему быстро привыкаешь.

P.S. При сетевой игре в Zillion’е можно пользоваться встроенным чатом, но простейший голосовой IP-переговорник создаст гораздо более правдоподобную иллюзию, что вы с противником сидите за одним столом.

Самые известные альтернативы классической шахматной игры

Kriegspiegel

Игра вслепую. Вы видите только свои фигуры. Компьютер сообщает, когда вы сделали шах и когда шах сделали вам (указывая его направление), не дает ходить сквозь фигуры. Чаще всего игра идет на обычной доске и по обычным правилам. Оригинальна, но не требует привыкания. Имеет несколько разновидностей, в которых вы видите чужого короля, или чужие фигуры, угрожающие вашим, или всё поле урывками и т. д.

Atomic Chess

Шуточные шахматы. Отличаются от классических только последствиями взятия фигуры -она "взрывается", уничтожая всех на соседних клетках, а также фигуру, которая её взяла. Партии редко длятся больше 20 ходов и сильно отличаются от привычных тактикой атаки и обороны. Одной из опаснейших фигур является конь.

Bughouse

Самый популярный вариант для четырёх игроков, образующих две команды с разными цветами фигур. Партия идёт на двух обычных досках, ходы делаются по обычным правилам. Игрок, съевший фигуру противника, передает её напарнику, сидящему за соседней доской, который ставит фигуру на любую клетку своей половины поля. Таким образом, фигуры не убираются, а лишь "перетекают" между досками. Побеждает команда, поставившая мат. Некоторые варианты этой игры известны под названиями Tandem Chess, Siam Chess, Double Chess и т. д.

Fisher Random Chess

Изобретение 11–го чемпиона мира Роберта Фишера. Отличается от классических шахмат лишь начальной расстановкой фигур на первом ряду - в каждой партии она случайная. По желанию игроков соблюдается ряд ограничений: слоны должны быть на разных цветах, король - между ладьями и т. д. Для равенства сторон расстановка белых и чёрных зеркально повторяет друг друга. Этот вариант делает бесполезным знание дебютов, поскольку начало каждой партии уникально.

Chaturanga (Чатуранга или чатураджа)

"Игра четырёх раджей". Древнейшая форма шахмат, появившаяся в Индии в первые века после Р.Х. Символизирует битву четырёх войск (разных цветов), которыми играют четыре человека. Набор фигур совпадает со строем древнеиндийского войска, включавшего колесницы, слонов, конницу и пехоту. Фигуры располагаются по углам квадратной 64-клеточной доски, а ходы определяются бросанием костей.

Glinski’s Hexagonal Chess

Самый популярный вариант для шестиугольной доски. Изобретен поляком Владиславом Глинским в 1936 году. На трёхцветном поле из 91 клетки играют двое. Набор фигур совпадает с классическим, включая добавочную пешку и слона (для клеток третьего цвета). Популярны в Европе, особенно Восточной. Имеют собственную международную федерацию -International Hexagonal Chess Federation, проводящую европейские и мировые чемпионаты. По данным "Encyclopedia of Chess Variants" Дэвида Притчарда, число регулярных игроков превышает полмиллиона человек.

Shatranj (шатранг, чатранг)

Преемник чатуранги, возникший в Центральной Азии в V–VI веках. Доска и фигуры унаследованы от чатуранги, но добавлена новая фигура - фарзин, советник короля. Играют два человека, пытаясь поставить мат королю противника и делая ходы целенаправленно, не бросая кости. С VIII–IX веков игра распространялась в арабском мире под названием шатрандж и со временем стала известна европейцам. Поскольку исламская религия запрещает изображать живых существ, фигуры на доске приобрели абстрактный облик, близкий современному, что упростило их изготовление, а сама игра стала восприниматься не символом реального сражения, а отвлеченным логическим поединком. Правила шатранджа очень близки классическим шахматам, хотя передвижения фигур имеют больше ограничений. Вариант игры на доске 11x10 клеток известен под названием Tamerlan Chess.

CHESSapeak

Патентованный вариант для четырех человек (две команды) на доске размером 160 квадратных клеток. Настольные наборы для этой игры выпускаются фирмой Chessapeak Games и являются самыми продаваемыми среди наборов неклассических шахмат. Для этого же поля разработаны правила "шашек для четырёх". Регулярно проводятся турниры.


Примечание редактора сайта fishka.spb.ru: 

Эта удивительная статья была опубликована 8 лет назад! И становиться  стыдно за наших видных шахматистов – Карпова, Каспарова и т.д. Которые со всей своей конторой общеизвестных шахмат как бы ничего не замечают.

В то время как российские одиночки вроде меня пытаются десятилетиями пробить стену молчания в  сфере шахматного мышления, оккупированной дельцами от спорта.

К сожалению, сам автор статьи поначалу высказал немало глупостей в адрес многосторонних игр, не осилив даже простейшие из них. То же касается и его мнения о гексагональных системах игры. Обо всём этом более подробно – в наших материалах .

 

  1.   Персоналии
  2.   История знаковых игр
  3.   Наша игротека
  4.   Головоломки, лингвистические игры
  5.   Теория
  6.   Прикладные аспекты
  7.   Наши рецензии
  8.   Журнал в журнале
  9.   Прямой эфир
  10.   Библиография и её история
  11.   Коллекционирование

Яндекс.Метрика