Главная
Цели
Преамбула
Членство
Новости
Контакты
English
Карта
 

 

Невские шашки

Настольная игра Валерия Трубицына для 4-х игроков

Комплект для игры состоит из специальной доски 6 х 6 клеток и 24-х шашек четырёх цветов. Доска имеет цифровую нотацию.

Целью игры является победа одного игрока методом уничтожения шашек у трёх соперников. Каждый играет сам за себя, но возможна и парная игра.

Исходная расстановка показана на Рис. 1.

http://www.fishka.spb.ru/artickles/igroteka/nevskie/33.files/image002.jpg

Для избегания путаницы при выполнении ходов на доске имеются обозначения углов, в которых стоят соперники: Утро, День, Вечер, Ночь. В любой ситуации белые, например, не могут сразу ответить на ход красных, так как после Дня бывает только Вечер.

Разноцветные стрелки на Рис. 1 указывают только общие направления передвижения шашек. Каждый игрок стремится в противоположный от себя угол доски, чтобы там в единственной клетке получить дамку. Простая шашка, проскакивающая во время удара угловую клетку доски, дамкой не становится. Шашка, ставшая дамкой, получает право хода только со следующего хода.

Игра производится на темных клетках специальной доски. Каждый игрок имеет по 6 шашек своего цвета: черные, белые, красные и зеленые шашки. Игроки делают ходы поочерёдно по часовой стрелке по правилам общеизвестных шашек. Первый ход определяется жребием. Это показано на Рис.2. Дамка ходит по тёмным рядам клеток до препятствия.

«Невские шашки» легко трансформируются в несколько разновидностей игры. Например, можно ставить игрокам от одной до трёх дамок до начала игры, начиная их ставить с угла доски. Или вместо 6 шашек у игроков можно применять по 3 простых шашки. Тогда дети быстрее освоят игру.

http://www.fishka.spb.ru/artickles/igroteka/nevskie/33.files/image004.jpg

Например, красная шашка имеет общее направление движения по красной стрелке в противоположный угол доски, но право хода она имеет только по своим чёрным стрелкам. Зелёная шашка стремится в белый угол, избирая самый безопасный маршрут по краю доски. Назад шашки не ходят. То есть вопреки указанию своих тонких чёрных стрелок.

Взятие шашки производят по всем направлениям как в обычных шашках, перепрыгивая чужие шашки на свободные клетки по диагонали, при этом можно бить шашки сразу у всех соперников. Старое правило наибольшего взятия шашек для простых шашек не действует. Игрок волен выбрать любой путь взятия, но он обязан пройти его до конца. Как и прежде при взятии запрещается перепрыгивать через одну и ту же шашку дважды. Во избежание путаницы рекомендуется снимать шашки сразу по одной. Дамка обязана бить наибольшее количество шашек, но за последней снимаемой шашкой может выбрать любой пункт.

При парной игре соперники обязаны бить шашки друг у друга согласно общему правилу. Они могут делать лишь согласованные комбинации. Но возможны и вариации правил по согласию игроков.

Невские шашки впервые были опубликованы в книге "Игра? Игра!" (составитель В. Н. Белов) – Л., Лениздат, 1987 г. Главным достоинством игры является наличие в ней многосторонней стратегии при предельной простоте правил.

В многосторонних играх шансы слабых и сильных игроков значительно уравниваются из-за того, что вместо одного ответного хода вы получаете сразу несколько ответных ходов, которые в свою очередь являются конкурентными. Двухсторонние поединки тоже многовариантны, но они отнюдь не исчерпывают всё многообразие стратегий. При их чрезмерной популяризации создается впечатление, что многосторонние стратегии нужны только нехорошим картежным играм. А в реальной жизни двухсторонний поединок упрощается в кинобизнесе до анекдота: пока один крутой рокер бьет пяткой в лоб другому, тот почему-то ждёт, пока его картинно ударят. Между тем настоящие схватки очень далеки от примитивных стратегий. В них изобилуют не строго очередные, а даже опережающие удары – да ещё сразу от нескольких соперников. Предлагаемая игра как раз и пытается восполнить зияющий пробел в шашечных многосторонних играх. Даже очень способный в двухсторонних играх игрок быстро убедится в своей ограниченности. Ведь в многосторонних играх (как, впрочем, и в жизни) далеко не всё зависит от хорошо продуманной нашей комбинации. После столкновения с реальным (большей частью хаотическим) противодействием внешней среды наши планы могут рухнуть как карточный домик. Чтобы избежать этого, мы должны постичь более сложный уровень стратегий выживания, в которых тривиальные стратегии и тактические приемы являются лишь частным случаем.

Несмотря на кажущуюся сложность предлагаемой игры, она усваивается легко, так как большинство её правил взяты из общеизвестной шашечной игры. Победителем считается игрок, уничтоживший шашки у всех соперников. С точки зрения познавательных технологий игра является готовой моделью многосторонней конфликтной ситуации.

Учебная партия

N

Белые

Красные

Зелёные

Чёрные

1

25 - 24

55 - 54

52 - 42

31 - 32

2

36 - 35

56 - 55

51- 52

13 - 23

3

15 - 25

54 - 44

63 - 53

32 - 33

4

16 - 15

66 - 56

61 - 51

21 – 31 Всё плохо.

5

35 – 45 !

55 : 35

41 : 21

11 : 31

6

25 : 45 : 43 : 63 :

: 61 : 41 : 21 !

64 - 63

42 - 32 ! Погибать – так с музыкой!

22 : 42 : 62 : 64 : 66 Дамка.

7

24 : 22

56 - 55

Д 66 : 36 : 16

8

21 -31

55 - 45

12 : 32

9

31 - 41

45 - 44

Д 16 - 66

10

41 - 51

44 - 43

33 : 53

11

51 – 61 Дамка !

53 – 63 !

12

Д 61 : 64



Д 66 : 61

13

14 - 24



Д 61 - 21

14

15 - 25



32 - 33

15

Белые сдались






Комментарий к учебной партии

Ход 4. Любой ход чёрных ведёт к потерям. «Чёрный» игрок выбирает меньшее из зол, отдавая в размен одну шашку на периферии доски.

Ход 5. Воспользовавшись уникальной ситуацией, «белый» игрок проводит отличную комбинацию. Но она удалась только потому, что все три промежуточных хода заранее определены обязательным взятием уже подставленных шашек для взятия, в результате чего, НЕ УПУСТИВ МОМЕНТ, удалось рассчитать и осуществить глобальный удар по всем противникам одновременно!

Ход 6. «Зелёный» игрок оказался в тяжелейшем положении: после гениальной комбинации «белого» игрока у него осталось лишь треть шашек, то есть меньше всех. Поразмыслив, «зелёный» игрок решает красиво уйти из игры, крепко насолив своему обидчику, который нанёс ему почти смертельный удар. В итоге коварного хода зелёных «чёрный» игрок получил дамку, а «белый» игрок обречён на неравную борьбу с «чёрным».

Ход 8. У «белых» появилась слабая надежда проскочить по бортику доски в дамки на пункт 61.

Ход 10. «Красный» игрок, как умирающий лебедь, благородно помогает слабейшему претенденту на победу. Ведь он мог броситься под удар белой шашке (ибо какая разница?), но он своим последним ходом решил осложнить положение «чёрных».

Ход 11. «Белый» игрок все же ухитрился проскочить в дамки (!), но помощь «красных» оказалась медвежьей услугой, так как чёрная шашка, внезапно оказавшаяся вблизи решающих событий, уже приготовила ловушку для белой дамки.

Ходы 13-14. Короткая агония «белых».

Вот и закончилась эта странная партия, похожая на драматическую новеллу. Даже блестящая игра «белого» игрока не стала гарантией его успеха. В победителях оказался «чёрный» игрок, но не за счёт своего умения, а благодаря интригам слабейшего игрока. (Не так ли и в жизни?)

РЕЗЮМЕ

Теперь ясно, что многосторонняя шашечная игра не просто ещё одна забава, а целый комплекс игровых коллизий психологического плана. Начинали игру взаимно нейтральные игроки. Но когда «белый» игрок эффектно устремился к победе, бросив вызов сразу всем участникам игры, он был внезапно повержен самым слабым игроком, который дважды становился случайной жертвой междоусобиц более активных искателей удачи, так как он не смог навязать им свою волю. Лишь в самом финале партии слабый «красный» игрок попытался (пусть даже не для своего успеха) хоть как-то повлиять на ход событий, совершенно забыв, что первый жестокий удар он получил именно от «белого» игрока. Зачем же ему было помогать? Интересно было бы узнать, каким образом в пылу борьбы могли бы формироваться симпатии, тайные союзы, временные тактические совместные действия или прочные коалиции. А это уже, как известно, вопрос, далеко выходящий за рамки настольной игры.

«Чёрный» игрок стал победителем благодаря не своему мастерству, а подарку судьбы, то есть случайному стечению обстоятельств в сложной конфликтной ситуации между несколькими соперниками (что в принципе невозможно в двухсторонних играх).

Всё произошло благодаря эмоциональному порыву слабейшего не по своей вине игрока, который не смог победить, но который смог кардинально изменить ход партии и определить победителя. Таков новый рисунок шашечной борьбы.

В целях объективности неплохо бы спросить: а насколько он новый? Ведь история создания многосторонних шашечных игр уходит в глубь веков. Например, в России в 1884 году была попытка внедрения "Шашечного винта для 4-ёх и 2-ух игроков". А год спустя Константин Лебедев предложил "Новые шашки для четверых". Правила указанной игры описаны в одноименной брошюре (М., Типография Общества распространителей полезных знаний, Моховая, дом князя Гагарина, 1895, 15 с). В игре применялась стандартная шашечная доска увеличенного размера 13 х 13 с 85-ю игровыми пунктами.

У каждого игрока имелось по 12 шашек с расстановкой не в углах доски. Игра была парная, при этом взятие шашек союзника было не обязательным. Таким образом, в итоге была предложена вовсе не многосторонняя игра, к тому же проходящая на слишком громадной доске с вялым темпом событий.

Не прижились предложенные варианты и трёхсторонних шашечных игр. В 1938 году в Ленинграде А. Маркович и Е. Баженова популяризировали "Шашки втроём" (Чеккер) на двухцветной триогональной доске с 69-ю игровыми пунктам. У каждого игрока было по 12 шашек. То есть оптимальное отношение общего количества шашек к количеству игровых пунктов в европейской шашечной игре (3 : 4) снова было грубо нарушено.

В г. Орле в 1984 году ПО "Промприбор" освоил промышленный выпуск "Триошашек" (к сожалению, в их рекламе автор не был указан). Понимая бесперспективность создания удовлетворительной шашечной игры на триогональной игровой структуре, орловчане обратились к трансформации общеизвестной шашечной тетрагональной структуры. Предложенная ими игра расположилась на шестиугольной доске тетрагональной структуры (!) с анизотропным треугольным вырезом в центре доски. Такой тип доски в нескольких вариантах известен специалистам по шахматным патентам Роберта Зубрина (США,1972), Фреда Кипфера (Швейцария, 1976), голландцев Ван-дер-Лейкена и Спилборга (1979). Именно доска последних авторов и была взята орловчанами за основу их шашечной игры, в которой 3 игрока имеют по 12 шашек. Но наличие «чёрной дыры» в центре доски изрядно обедняет игру – в то время как не составило бы труда вставить в центр доски шестиугольную ячейку.

Изготовить комплект Невских шашек достаточно легко. Следует купить стандартный комплект русских шашек, затем 6 белых шашек покрасить в красный цвет, а 6 черных шашек покрасить в зелёный цвет. После чего остается начертить игровую доску на плотном листе бумаги.

А теперь – грустный анекдот о том, как мои игры шагают по стране и за её пределами. Сразу два минских издательства "Литература" и "Харвест" с азартом принялись тиражировать мои ранние публикации, но настолько спешили, что при этом забыли упомянуть имя автора. И все бы ничего (ну что возьмешь с пионеров провинциального бизнеса?), если бы к нашему удивлению к ним в долю не вступило широко известное московское издательство АСТ. Господа, ну зачем же так позорить себя, если при нынешнем уровне информации истина устанавливается со скоростью мысли?

== ==

Статья дана в новейшей редакции 29.04.2015

 

  1.    Персоналии
  2.    История знаковых игр
  3.    Наша игротека
  4.    Головоломки, лингвистические игры
  5.    Теория
  6.    Прикладные аспекты
  7.    Наши рецензии
  8.    Журнал в журнале
  9.    Другие статьи

Яндекс.Метрика