Главная
Цели
Преамбула
Членство
Новости
Контакты
English
Карта
 

Программа СТРАТЕГИЯ

(Развитие творческих способностей учащихся на базе комбинационных настольных игр).

1

Концепция предлагаемой программы.

В Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства РФ 4.09.2014, говорится, что в ситуации перехода РФ от индустриального к постиндустриальному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. В качестве одного из эффективных методов на новом этапе развития системы ДОД авторами Концепции рекомендовано более широкое привлечение специалистов в искусстве, науке, технике и спорте, не имеющих педагогического образования, для составления и апробации перспективных программ ДОД, основанных на новейших достижениях во многих областях знания. Именно такой программой является предлагаемая программа, которая использует в качестве базы давно известные шашечные и шахматные игры, но даёт им новое истолкование с использованием обширного исследовательского материала.

Блок из трёх программ:

1. «Невские шашки» – (многосторонняя игра)

2. «Суго» – (внеструктурная игра типа Го)

3. «Тайна шахмат»

Комплексная программа дополнительного образования детей СТРАТЕГИЯ состоит из трёх специальных программ возрастающей сложности, направленных на формирование познавательно-исследовательских способностей. Предлагаемый блок программ предусматривает более глубокое осознание роли игровых технологий в обществе – как и воспитание умения пользоваться ими на практике.

На начальном этапе дети знакомятся с историей игр Древнего Востока и средневековой Европы. Потом они переходят к знакомству с базовыми играми, изучают их правила, усваивают процесс игры. Часть игровых комплектов можно купить в магазине – но очень важно привить детям вкус к созидательному процессу. В возрасте 10-ти лет дети уже должны получать простейшие навыки в рисовании, при работе с карандашом и линейкой, с акварелью. Это им позволит самостоятельно изготовлять простейшие настольные игры под руководством педагога.

Одновременно с этим учащиеся согласно школьной программе усваивают простейшие навыки поведения и общения. Развивают аккуратность, память, умение сосредотачиваться и выполнять учебные задания. Когда дети переходят к активному усвоению настольных игр разной сложности, они невольно попадают в зону формирования чрезвычайно важных способностей. Даже простейшая игра предполагает умение:

  1. усваивать правила игры

  2. анализировать ситуацию на доске

  3. составлять план игры

  4. накапливать опыт при анализе своих ошибок

  5. применять тактические приёмы

  6. предвидеть события на доске на несколько ходов вперёд

  7. обладать волей к победе, не расстраиваться при проигрышах

  8. самостоятельно принимать решения

  9. соблюдать этику и ритуал поединка


Следует заметить, что дети – увлекающиеся натуры. Не стоит заявлять, что многие из них будут чемпионами, что самое главное в жизни – это именно их любимая игра и т. д. Ведь предлагаемая программа – лишь средство развития их способностей. А в жизни есть дела и поважнее.

Что касается перечисленных выше способностей, то они весьма важны только в виде первых шагов. Но родом они из рыцарского средневековья. Игры той эпохи, дожившие до третьего тысячелетия, предъявляют нам новые требования. Например, мы должны уметь гораздо больще:

  1. применять научные методы мышления

  2. накапливать и анализировать большой объём информации использовать новейшие достижения науки (квантовую физику, космогонические и философские концепции, информатику, математическую теорию игр, теорию вероятности, синергетику, конфликтологию, альтернативную историю, геополитику, и т.д.)

  3. критически относиться к устоявшимся мнениям

  4. выдвигать и обосновывать оригинальные идеи и гипотезы

  5. хорошо ориентироваться в истории и классификации игр

  6. применять Общую теорию Го, Общую шахматную теорию и Теорию обобщённых стратегий, уметь охватывать большое количество явлений

  7. применять все способы составления мозаик, усваивать Теорию игровых структур, переносить игры из виртуальной сферы во внеструктурное физическое пространство, развивать пространственное воображение

  8. изобретать новые игровые системы

  9. постигать многосторонние стратегии

  10. быть готовым к нарушению причинно-следственных связей в играх с одновременным выполнением ходов

  11. развивать идеи Конвея об «автоматических играх» эволюции, сочетая их с проблемой возникновения жизни во Вселенной

  12. создавать исследовательские работы об истории игр и перспективах применения игровых стратегий в различных сферах человеческой деятельности

  13. сочетать комбинационные игры с виртуозной игрой самим пространством в поэтических и изобразительных образах, в природных ландшафтах, в архитектуре и парковом искусстве

  14. мыслить вариативно, уметь признавать ошибки, не упорствовать в защите ошибочных концепций

  15. быть в курсе новейших познавательных, педагогических и психологических методик

  16. контролировать социальную адаптивность учащихся с формированием у них содержательных культурных и творческих запросов

2

Из вышеизложенного ясно, что комплексная программа СТРАТЕГИЯ выходит далеко за рамки организации простого досуга или спортивных занятий. Сначала мы говорим: давайте поиграем в разные игры – и в хорошо известные, и в давно забытые. Затем предлагаем познакомиться с историей игр, что неизбежно вызовет массу вопросов об истории и культуре других стран и народов, включая прежде всего Древний Восток. Потом предложим ребятам познакомиться с конструктивными особенностями самых знаменитых игр. Почему именно так они устроены? А можно ли было сделать их немножко по-другому? При этом мы сразу вторгаемся в разработанную мною Теорию игровых структур, целиком основанную на школьном курсе геометрии.

Затем ребята познакомятся с методикой создания самых сложных комбинационных игр, приступят к самостоятельному исследованию игр. То есть педагог дополнительного образования будет формировать в них задатки аналитических способностей, что очень похоже на игру в науку. В итоге учащиеся в возрасте 12 лет будут способны, например, создать шахматную игру, которая не уступает по совершенству современным шахматам. Для чего нужно обладать и пониманием гармонии, и определёнными способностями. Маленький человек, созидая совершенную игру, (а это – целая Вселенная!), на самом деле сам строит себя. Что может стать новым словом в педагогике.

Только от таланта педагога будет зависеть окончательный облик предлагаемой программы. Мы указываем лишь основной метод и направление педагогического процесса с использованием дополнительных материалов и идей самого педагога (ТРИЗ, развивающие игры, головоломки, игры со словами и т. д.) Сюда же относятся материалы по истории науки и искусства. Ну и как не украсить занятия великолепными гравюрами Дюрера, Эшера, иллюстрациями из монографии Исаака Линдера «Мир шахматных фигур», биографиями великих учёных, научными сенсациями? А как обойтись без научной фантастики? Но есть еще один (высший) уровень применения знаковых игр и игровых технологий. Я имею в виду прикладные аспекты.

Как известно, великая наука математика на сегодня уже описала своими методами всё возможное и невозможное. Но и для этой царицы точных (а иногда и приближенных) методов есть границы. Грубо говоря, если в математике Маша + Петя = 2, то в других науках мы получим другой результат. Например, в науке об игре – игронике (создание которой продолжается, как я надеюсь, и не без моих усилий).

Именно сейчас игровые технологии как никогда востребованы человеческим обществом. Оказывается, при внимательном рассмотрении многие специалисты гуманитарной сферы уже не могут оставаться замкнутыми в узкой сфере традиционных подходов, им нужны свежие идеи. Например, им на помощь уже спешит молодая междисциплинарная наука синергетика – странная, но очень продуктивная гостья из физики. Ещё раньше в гуманитарную сферу вторглась математическая теория игр. Но она не охватывает всего спектра моделей конфликтных ситуаций. Сегодня мы вплотную подошли к барьеру, который не даёт возможности развивать многие продуктивные идеи только из-за того, что узкие специалисты не знают ещё одну важнейшую междисциплинарную науку: Общую теорию игр. (Как и сами игры.) Но, кстати, не по своей вине: многие её аспекты так до сих пор так и не описаны в доступной литературе. Наш исследовательский сайт / www.fishka.spb.ru / как раз и планирует наполнить беседы об играх новым содержанием, имеющим важное значение в развитии познавательных методов, социальных исследований и программ, в философии, в разрешении вечной загадки бытия.

 

  1.    Персоналии
  2.    История знаковых игр
  3.    Наша игротека
  4.    Головоломки, лингвистические игры
  5.    Теория
  6.    Прикладные аспекты
  7.    Наши рецензии
  8.    Журнал в журнале
  9.    Другие статьи

Яндекс.Метрика