Главная
Цели
Преамбула
Членство
Новости
Контакты
English
Карта
 

Трубицын В.А. Интервью с Драконом в летающей колеснице.

История древних игр Дальнего Востока до сих пор носит мифологический характер. Старинные легенды и национальные традиции всегда являлись привлекательным фоном для описания указанных игр – но как это далеко от строгой исторической науки Запада! В России образцом научного подхода к истории комбинационных игр являются публикации доктора исторических наук Исаака Линдера. К сожалению, ничего похожего вы не встретите в российской литературе, описывающей историю го, рэндзю и восточных вариантов шахмат. Это касается и японской шахматной игры.

Современная шахматная наука утверждает, что шахматы родились в северо-западной части Индии в 3-5 веках нашей эры и прежде всего распространились в Центральной Азии – в Древнем Иране и Бактрии. Арабы узнали шахматы от персов и распространили их до Европы. Древний Египет, Древняя Греция и Древний Рим шахмат не знали, так как они сошли с исторической арены раньше изобретения шахмат. Процесс распространения шахмат на Запад и Восток шёл с 5-го по 10-12 века н. э. При этом игра бурно эволюционировала, обогащаясь элементами национальной культуры многих народов – что в итоге приводило к созданию шахматных игр, значительно отличающихся друг от друга и внешним видом, и правилами. Одним из гениальных вариантов шахматной игры стал индо-арабско-европейский вариант, окончательные правила которого сформировались лишь в конце 19-го века.

Дальний Восток переосмысливал шахматную идею в своих традициях. Китайцы, например, перевели игру на линейную доску, что легко объяснимо громадной популярностью древних шашечных китайских игр на линейных досках. Указанные линейные доски действительно являются исконными шашечными структурами, не допускающими ни малейшей избыточности в игровых структурах, но к шахматам они не имеют никакого отношения. Естественным шахматным пространством являются многоцветные плоскофигурные структуры, содержащие до 6 цветов. Эта раскраска имеет не декоративное, а функциональное значение. Многоцветность шахматных структур – это всего лишь признание возможности наличия на шахматной доске нескольких типов невстречающихся между собой слонов. (В общеизвестных европеизированных шахматах существует 2 таких типа, поэтому их доска двухцветна. Подробнее об этом - в разделе ТЕОРИЯ, статья ТАЙНА ШАХМАТ).

Совершенно ясно, что главную особенность шахматных досок (их многоцветность) линейные доски отобразить не могут. Поэтому китайские шахматы – это всего лишь любительская фантазия, а не один из путей развития этой игры. К чести японцев надо сказать, что им удалось избежать этой ошибки при создании японских шахмат, но сама проблема использования слонов японцами вовсе не решена окончательно (как и проблема раскраски доски)

Александр Носовский в своей книге «Японские логические игры» (М, АСТ,2001 – с.157) пишет: «Сянци вместе с китайскими переселенцами попали через Корею в Японию около пятого века до новой эры». То есть почти за тысячу лет до изобретения шахмат в Индии?.. Читаем дальше: «Вариантов старых сёги было несколько, но в 16-ом веке император Го-Нара унифицировал правила и придумал основополагающее правило о взятии фигур в плен и сбросе их во время партии как уже своих собственных.»

Известный автор публикаций о древних восточных играх Лев Кислюк более осторожен в своих оценках . Он утверждает, что сёгам «не менее восьми веков» (ИГРЫ и РАЗВЛЕЧЕНИЯ, М, МГ,1990, Т 2, с – 139), что хорошо согласуется с научно обоснованной историей шахмат.

В буклете Японского культурного центра СПб, подготовленного Юрием Шпилёвым, изложена краткая история японских шахмат на основании энциклопедии «Япония от А до Я». Там, в частности, написано:

«Шахматы и сёги произошли от одного корня. Их родиной можно считать иранский Абадан, в древности входивший в состав Индии. Оттуда любители игры завезли её через Персию в Европу, где она эволюционировала в то, что ныне известно под названием «шахматы». Но движение игры происходило и на восток, в Китай, где она трансформировалась в хорошо известные там «сянци». В эпоху Нара (710 – 794) японские миссии, посылаемые ко двору империи Тан, привезли с собой на родину и захватывающую игру, несколько изменив на свой лад её название. В Стране восходящего солнца с тех пор и играют в сёги» (То есть вот уже 12 веков).

Так какой же возраст игры сёги: 25, 12 или 8 веков? Не пора ли авторам, описывающим историю игр, перейти от туманных версий к научному изложению материала? Где фотокопии и точные переводы древних текстов, где археологические находки, где другие строгие научные доказательства?

 

  1.    Персоналии
  2.    История знаковых игр
  3.    Наша игротека
  4.    Головоломки, лингвистические игры
  5.    Теория
  6.    Прикладные аспекты
  7.    Наши рецензии
  8.    Журнал в журнале
  9.    Другие статьи

Яндекс.Метрика