Главная
Цели
Преамбула
Членство
Новости
Контакты
English
Карта
 

Трубицын В.А. Игра втроём – и «на троих».

Уважаемый Валерий Павлович!


Меня весьма разочаровала Ваша статья об истории вопроса. Это же целая энциклопедия ошибок! Я же никому не отказывал в консультациях, но Вы их почему-то избегали. Это не лучший способ узнать истину. А она заключается в следующем.


Вы пишите, что гексагональная шахматная игра "была невозможна и неинтересна". Невероятное
дилетанство! Первый патент для гексагональной игры для двух игроков получил Глинский в 1946 году (патент № 616.572). Впоследствии он улучшил игру и создал Международную федерацию гексагональных шахмат. Которую популяризировали и в нескольких городах СССР. Первый патент шахматной игры для трёх игроков на гексагональной доске получил Дженкинс в 1975 году (патент № 3.920.247). Я улучшил патенты Глинского, Шафрана и Дженкинса и создал свою игру для троих, которая давно опубликована на моём сайте. Но вы её почему-то не упоминаете в своём «историческом» обозрении. Вот ваша игра:


Что касается применяемой Вами доски, то на неё получил патент
Зубрин в 1972 году (патент США № 3.652.091). На 33 года раньше! И с более грамотной расстановкой королей, чем у Вас. Но Вы даже не упомянули первоисточник, зато всех запугали плагиатом. Это же просто смех… А чтобы запутать дилетантов, поменяли расстановку королей. Именно в этом и состоит Ваше изобретение? Ну кто ж так работает? И как Вы оформляли патент, не сославшись в формуле изобретения на первоисточник? Это мне совершенно не понятно. Вот обо всём этом и будет статья на моём сайте.

Игра втроём

Приятно, что Петербург продолжает оставаться лидером в сфере внедрения нетрадиционных комбинационных игр. (Как и традиционных. Где же, как ни в нашем городе, впервые в России внедрялись шахматы и шашки, создавались спортивные клубы, публиковались первые книги и т.д.)

Ну и, конечно, впервые появилось Го - великая игра Востока…

Сложнее была ситуация с новыми шахматными играми. И всё же сам факт существования нашего сайта о многом говорит. Здесь впервые появилось изложение Общей шахматной теории и множество других эксклюзивных материалов о шахматах.

Теперь нашего полку прибыло. В Питере появился новый энтузиаст необычных шахматных игр – Валерий Павлович Чехонадский. Он не только заинтересовался шахматной игрой для троих соперников, но и организовал её промышленный выпуск! Свой вариант игры он не без юмора назвал «Русские шахматы… на троих». Игра происходит на доске оригинальной формы из 96 игровых пунктов в виде квадратов, две трети которых специальным образом деформированы. (См. исходную расстановку). В комплекте игры игроки имеют фигуры трёх цветов: белый (внизу диаграммы), красный (слева) и чёрный (справа).

«Правила игры те же, что и в обычных шахматах, с небольшими, довольно простыми дополнениями… Теперь вам не страшен шахматист-профессионал, так как в начале партии слабые игроки могут объединиться против сильного игрока. Но уже в середине игры каждый борется сам за себя. Ведь побеждает один… »

«Все фигуры и пешки ходят по тем же правилам, что и в обычных шахматах – и дополнительно могут делать ходы, указанные в диаграммах.» (Которые связаны с необычной структурой игрового пространства в центре доски, где сходятся в одну точку не 4 квадрата, а шесть – за счёт своей деформации. – Т.В.)

«Игрок, получивший мат, выбывает из игры и занимает низшее 3-е место. Король игрока, получившего мат, снимается с доски… Все фигуры игрока, получившего мат, кроме короля, остаются на своих местах и принадлежат теперь игроку, поставившему мат.». (И он теперь будет распоряжаться как бы удвоенным единым комплектом фигур, делая очередной ход или своей фигурой, или пленником. Выходит, что каждый из трёх игроков весьма заинтересован в том, чтобы раньше всех поставить мат одному из двух соперников. Но случайно это произойти не может. Если даже вы прижмёте одного из соперников к стенке, то третий игрок вовсе не будет пассивным. Он либо создаст проблемы для вас, либо подыграет вам – а от двойных угроз спасения никому не будет. Всё это весьма оживит шахматную игру, в которой теперь не будет места поочерёдным рыцарским пощёчинам и реверансам. Наступит другая шахматная эпоха: с мгновенными коварными коалициями и изменами в виде двойных ударов – а не только примитивная договренность сначала уничтожить одного игрока, а потом разобраться между собой.– Т.В.)

«Игрок, попавший в положение ПАТ, прекращает игру… а его фигуры остаются на доске без права хода». (То есть в виде мёртвого города. Тем не менее оставшиеся в игре соперники могут указанные «мёртвые фигуры» бить и снимать их с доски – кроме короля. – Т.В.) «Любые фигуры могут подходить вплотную к королю, попавшему в ПАТ – кроме других королей. Если в положение ПАТ попадает ещё один игрок, или они соглашаются на ничью, то игра заканчивается ничьей между тремя соперниками».


Далее автор указывает на то, что вы можете поставить мат одному из соперников, пользуясь прикрытием своей фигуры фигурами третьего игрока. Хотя на самом деле по прежней логике такое прикрытие называлось угрозой.

Это весьма тонкий переход в ситуацию угроза-прикрытие. Здесь возникает понятие активной связности. Что легче объяснить на примере человеческих отношений. Два человека вышли на прямой контакт и смотрят друг на друга в гуще других событий. Кто они – враги или союзники? Они и сами не знают! Именно так и бывает в сложных конфликтных ситуациях при числе «игроков» более двух. Которые абсолютно преобладают в общественных отношениях, но сторонники традиционных игр упорно навязывают нам примитивные схемы конфликтов со спокойной очередностью ходов. И с полной ясностью: кто друг, кто враг. Что абсолютно не наблюдается в многосторонних играх и в обществе.

«После того, как вы сделали ход, второй игрок может напасть на вашу фигуру, а третий игрок может объявить вам шах. Ваша фигура теряется.» (Если нет возможности одним ходом и спасти указанную фигуру, и закрыться от шаха. Этот приём можно назвать двойным ударом – как бы вилочкой, выполненной не одним, а двумя игроками. Двойной удар применяется не только при явном сговоре двоих против одного игрока, здесь всё понятно: избиение младенца. Куда как более красива игра с отсутствием такой примитивной коалиции. Тогда на сцену выходит серия различных тактических новинок, ранее вообще не известных. Что имеет прямые аналогии в дипломатии, в военных действиях, в социальных отношениях и т.д. И безусловно требует тщательного изучения не только ради забавы или удовлетворения спортивного тщеславия .– Т.В.)

«Ставьте фигуры в связки под защиту других фигур». (Что вполне понятно после ознакомления с сутью новой игры, где не всегда уютно чувствуют себя даже прикрытые вами фигуры. Ну например. Вы сделали прикрывающий ход – но в это время второй игрок берёт прикрытую фигуру, а вы не можете немедленно принять ответные меры, так как ход передаётся третьему игроку. Который и будет решать исход завязавшейся драки. Он может проигнорировать эту стычку – и тогда вы успеете отомстить обидчику. Но всё равно проиграете! Дело в том, что элементарный размен фигур двумя игроками даёт автоматический перевес третьему игроку. Во всяком случае, третий игрок – даже не вступая в ваш размен – обязательно попытается сильно сыграть в другом месте.- Т.В.)


Сам автор, в правилах игры мало говорит о перечисленных выше мною особенностях новой игры. Хотя их гораздо больше. Трёхсторонняя стратегия в полном виде требует куда более подробного описания. Но, разумеется, не в рамках кратких правил. Многие нюансы игры игроки постигнут в самой партии. И прежде всего они поймут, что обычные размены между двумя игроками крайне невыгодны – и что наилучшей стратегией является попытка стравить между собой двух других игроков, а самому сохранить перевес в силе.

Отдельная страница правил у Чехонадского В.П. посвящена теме «Скрытый шах. Двойной шах. Кто поставил мат.»

На Д-1 чёрный конь отскакивает в сторону и открывает матовую угрозу от красного ферзя белому королю. То есть чёрный игрок ставит мат красному «чужими руками» – всего лишь показывая технические возможности игры. На самом деле чёрный игрок таким манёвром лишь удвоит силы своего будущего соперника, отдав ему белые фигуры.

На Д-1.1 тот же конь отскакивает таким образом, что именно он этим ходом объявляет мат белому королю – хотя тот одновременно и находится под матовой угрозой красного ферзя. И тогда белые фигуры достанутся уже чёрному игроку. Что ж, эти две диаграммы вполне удачны. Сначала был показан скрытый шах, затем – двойной шах. И было объяснено, кто поставил мат.

В целом автор правильно уловил ряд необходимых условий для того, чтобы шахматная игра для троих состоялась бы. Историю вопроса он освещает на сайте www.chess3.ru/histori – где весьма интересным примером была находка старинной восточной игры от 1736 года для троих игроков на линейной доске. Там впервые была показана сама идея соединения трёх квадратных досок в одно игровое пространство. Но сама игра никого не заинтересовала прежде всего потому, что линейные доски в шахматах – это тупиковый путь.

Далее упомянуты три важных патента 1992, 2002 и 2003 годов, авторы которых тщетно пытались обойти патент Зубрина от 1972 года (патент США № 3.652.091). Это были лишь мелкие ухищрения, а не открытия. Вот тут-то и надо было упомянуть основополагающий патент Зубрина для досок с квадратными ячейками.

Между тем автор нигде не объясняет, что возможна игра и без пленения фигур заматованного короля. Например, они сразу после мата могут превратиться в мёртвый города не только в патовой ситуации для их короля. Но ещё более важное упущение на мой взгляд – отсутствиие дипломатической переписки во время игры. В этом же вся соль многосторонних игр!

Боюсь, что автор напрасно с недоверием относится к шахматным играм на гексагональной структуре – хотя именно с её помощью мне и удалось создать игру для троих без геометрических искажений игрового пространства. И эта игра (Дипломат) давно опубликована на моём сайте.

В целом же Чехонадский В.П. так или иначе стал первым в России крупным популяризатором и практиком трёхсторонних шахматных игр и вполне заслуживает всяческого одобрения. Остаётся добавить, что подсчёт очков в трёхсторонних играх в спортивном варианте является весьма непростой проблемой, но вполне разрешимой – что мною уже и было достигнуто.


Валерий Трубицын СПб, 18 июня 2010 г

 

  1.    Персоналии
  2.    История знаковых игр
  3.    Наша игротека
  4.    Головоломки, лингвистические игры
  5.    Теория
  6.    Прикладные аспекты
  7.    Наши рецензии
  8.    Журнал в журнале
  9.    Другие статьи

Яндекс.Метрика