Главная
Цели
Преамбула
Членство
Новости
Контакты
English
Карта
 

Трубицын В. Больной скорее жив…

(Обсуждаем статью С. Николаева «Экономика шахмат: хроника падения» в журнале «Интеллектуальные игры» 4/2007).


Наш саwww.fishka.spb.ru кончено же не мог пройти мимо развернувшейся дискуссии о будущем шахмат в журнале «Интеллектуальные игры». Кто и зачем поднял на щит указанную проблему? Безработные гроссмейстеры и тренеры или спортивные чиновники, озабоченные ухудшением наших позиций на международной арене? Или государственные мужи, обеспокоенные падением интереса к интеллектуальным видам деятельности и досуга? Или родители, пришедшие в ужас от откровенного цинизма власти, пытавшейся стричь купоны с азартных игр? Или сами детишки, посаженные на иглу тупых электронных забав? Так или иначе, мы приветствуем начало диалога и надеемся на то, что нам предоставят слово в общей дискуссии, а не заткнут рот, как это было принято до сих пор в спортивных корпорациях. Страна перестроилась полтора десятилетия назад, а спортивные чиновники остались в прошлом веке. И теперь пожинают плоды своей деятельности: количество шахматных гроссмейстеров увеличилось в 5 раз, а международный престиж продолжает катиться вниз. Но и этот грустный факт - не главный критерий. В конце концов, ни одна страна в мире не может удерживать гегемонию ни в одном виде спорта многие десятки лет. Гораздо важнее – общий культурный уровень и здоровье нации, которые также катятся вниз.

Дискуссию открывает статья мастера спорта Сергея Николаева «Экономика российских шахмат: хроника падения», оценённая самим автором как «дискуссионные заметки». Ну что ж, давайте поговорим.

Статья начинается с оценки курса рубля 1985 года к 2006 году, оказавшемуся в пропорции 1 : 100. (Строго говоря, не по всем видам товаров и услуг, но такое сравнение примечательно).

Далее автор сообщает, что шахматы в СССР в то время были необычайно популярны. Около 50 миллионов россиян умели играть в шахматы, а 5 миллионов из них были любителями этой замечательной игры. В стране было 12 000 ставок шахматных тренеров разного уровня. Государство и население России тратили в год на шахматы 163,7 миллиона долларов, десятая часть которых тратилась на спортивную элиту. А вместе с расходами Управления шахмат эта цифра достигала 170-180 миллионов. По оценке автора СССР с 1924 года вложил в шахматы за 60 лет около 10 миллиардов долларов. (Сумма сомнительна, но результат был: подавляющее превосходство советской шахматной школы на международной арене. – Т.В.) Далее СССР распался, но РШФ с тех пор ни разу не опубликовала свой бюджет - в отличие, скажем, от Министерства обороны. (Видимо, глупые деревянные пешки являются более грозным оружием, чем ядерный щит. – Т.В.)

Сейчас состояние инфраструктуры, замечает С. Николаев, крайне плачевно. Как оказалось, акулам капитализма вовсе нет надобности переживать за национальный престиж или, например, за рост количества беспризорников, которых они и породили. Поэтому закрылись многие шахматные кружки, школы, клубы, практически все издававшиеся шахматные газеты и журналы (уцелел лишь журнал «64»). В 30 раз упал спрос на шахматные книги, газеты и журналы, исчезли шахматные колонки в СМИ. На самых крупных турнирах почти нет зрителей: в залах сидят только тренеры, журналисты и чиновники. Сегодня лишь 60 000 школьников занимаются шахматами. И уже недалеко планка, указывающая на то, что количество шахматных любителей сократилось в 50 раз. 

В 1985 году на внутреннем рынке объёмом 160 миллионов долларов подвизалось около 30 гроссмейстеров и 200 мастеров спорта. Сегодня на рынке 20 миллионов долларов хотят кушать 150 гроссмейстеров и несколько сот мастеров. А популярность шахматного спорта стремительно падает. Теперь гроссмейстер сам зачастую платит за участие в турнире, имея лишь весьма призрачный шанс получить приз. Лишь несколько шахматистов мирового класса могут иметь независимый частный бизнес. Все остальные мастера рассчитывают на дотации из различных фондов и на гонорары от турниров, число которых невелико. Игрок на турнирах занят лишь пару месяцев в году – а доход сомнителен. За Уралом сегодня профессия шахматного игрока вообще потеряла всякий смысл. (Быть может, за исключением нефтяных оазисов. – Т.В.)

Раньше шахматных тренеров готовили на кафедрах институтов в Москве и Челябинске. Теперь повсюду отмечается уменьшение количества штатных тренеров из-за резкого сокращения шахматных клубов, школ и кружков. Из позитива автор отмечает некоторый рост платежеспособности части населения на оплату частных уроков и планируемое создание Академии шахмат ФИДЕ в Москве для поддержки штанов выдающимся российским тренерам мирового уровня.

Затем автор предлагает классификацию шахматной деятельности в общем виде в духе новых веяний, весьма основанных на прагматизме:

1. Спорт высших достижений
2. Массовый спорт трудящихся
    Средство отдыха для ветеранов
3. Детский спорт
    Шахматы в общеобразовательных школах 

Развивая рыночную терминологию, автор далее описывает «возможные продукты и круг потенциальных покупателей» с точки зрения бизнесмена, которым он и является:

1. Спорт высших достижений.

Продуктом является ЯРКОЕ ЗРЕЛИЩЕ по интернету (или по телевидению). Товаром этих программ, естественно, станет реклама, а возможным спонсором – государство. (Насчёт телевидения автор погорячился: телепузики за 5 секунд эфира с кого угодно снимут штаны прямо перед телекамерой. Вы что – не знаете их расценок? – Т.В.).

2. Массовый спорт трудящихся

Продуктом является «безвредный и неопасный (видимо, в отличие от рекламы ВИАГРЫ) досуг трудящихся». Покупатели – сами трудящиеся и их муниципалитеты, бесплатно или за умеренную плату предоставляющие в аренду помещения и инвентарь (для чего предварительно надо сослать чиновников КУГИ и местную администрацию как минимум на Галапагосские острова в полном составе: так они и отдали пенсионерам и их внукам бесплатные помещения! Уж лучше туда запустить каких-нибудь кормильцев, что тут объяснять. – Т.В.). По этой схеме частные лица за умеренную плату или за членские взносы будут играть в турнирах или безопасно отдыхать. Ветераны играют бесплатно.

3. Детский спорт

Продуктом является положительный воспитательный эффект, покупатели – государство и родители. (Здесь автор лукавит.  До сих пор главным «покупателем» детских шахматных талантов была шахматная корпорация. – Т.В.)

Особенно в уязвимом положении, замечает автор, окажутся первые 2 пункта из трёх. Ведь средний возраст ведущих шахматных специалистов составляет 60 лет, их количество (как и шахматных организаторов) неуклонно сокращается, а грамотного менеджмента нет. С другой стороны, вопрошает автор, когда же мы определимся:    а стоит ли тратить время и деньги на подготовку будущих безработных гроссмейстеров? Сколько на самом деле нам нужно шахматистов высокого класса в рыночных условиях? И не пора ли в работе с детьми сместить акцент со спортивного на воспитательный? (Честно говоря, я просто оторопел от таких откровений. Наконец-то шахматная корпорация начинает учиться считать хотя бы с помощью пальцев одной руки. Сколько может быть чемпионов мира? Один. От силы два, если они опять создадут себе по персональной федерации. Тогда зачем дурить и государство, и детишек, и их родителей, заявляя, что вся страна должна изучать шахматы только по спортивной программе? Разве нам нужно столько чемпионов?  Ну и, как мы выяснили, под вопросом и массовый спорт, если его рассматривать лишь с колокольни рекордов. Неужели нам опять нужны дутые отчёты о массовых заплывах и забегах? О чемпионах в условиях армейской дедовщины или олимпиадах среди бомжей? Зато ни слова – о массе других аспектов в изучении игр. – Т.В.).

Далее автор переходит к оптимистическим оценкам будущего России. Оказывается, мировые аналитики убеждены в том, что Россия вскоре станет одной из ведущих мировых держав, поэтому уже в 2035 году среднедушевой доход россиян превысит такой же показатель в Германии (??).  Что, однако, отнюдь не облегчит жизнь шахматным мастерам, доходы которых не будут впечатляющими на общем фоне процветания граждан.

Есть в статье и беспокойство о реальном положении дел у тех, кто, посвятив жизнь шахматам, оказался не у дел. Кто-то изменил профессию, иные уехали в другие страны, но в целом перепроизводство профессионалов в нищей стране налицо. Заслуженные люди стареют и иногда просто нищенствуют при полном равнодушии общества, что нельзя считать нормальным. Нужны экстренные меры по их трудоустройству и социальному обеспечению с учётом их заслуг.

Далее в дискуссию вступил Александр Халифман – петербургский гроссмейстер, чемпион России, экс-чемпион мира по нокаут-системе. Сначала он напомнил читателям о существовании «железного занавеса», не позволявшем многим шахматным мастерам заявить о себе за пределами страны, что мешало их профессиональному росту. То есть проблема заключается не только в разных индексах цен в различные эпохи. А. Халифман вообще усомнился в необходимости сравнения этих индексов в России 1985 и 2006 годов, так как речь, по сути, идёт о «сравнении двух тяжело больных» экономик. Полезнее было бы сравнить, например, сегодняшние страны - Германию и Россию. Если российская экономика перегонит западно-европейскую, то шахматным профессионалам вряд ли что может угрожать. Другое дело, что А. Халифман вообще не понимает, как и когда Россия станет одной из ведущих мировых держав.

Весь пафос его заметки – именно в этом: «Ну не может никуда расти экономика взяток, распилов и откатов, сколько бы там нефтегаза в Сибири зарыто не было, никакие алмазы республики Саха не помогут… У подавляющего большинства населения доходы как были, так и будут плавно вибрировать между уровнем бедности и уровнем нищеты. И не надо иллюзий… А вот насчёт «в 2035 году среднедушевые доходы россиян превысят аналогичные доходы в Германии», вот в это охотно верю. Более того, уверен, что среднедушевые доходы жителей определённых кварталов города Москвы (и определённых дачных посёлков рядом с этим же городом) уже сейчас превышают аналогичные доходы жителей любых кварталов Франкфурта и Берлина. Естественно, реальные доходы, а не те, что в налоговых декларациях. А уж что в 2035-м будет, вообще не представить! Только всё в тех же кварталах и посёлках. Нас с вами, уважаемые любители и профессионалы шахмат, это вообще не коснётся.  

Затем слово предоставили москвичу Александру Никитину, международному мастеру, заслуженному тренеру СССР, теоретику шахмат и литератору, (тренеру Спасского и Каспарова – в пику Карпову, с которым А. Никитин конфликтовал). Он начал с оценки покупательной способности рубля (1 : 100) и добавил её сравнением средних зарплат (150 руб : 5 000 руб), что равносильно отношению 1 : 33. То есть рубль подешевел в 100 раз, а зарплата поднялась только в 33 раза? И её надо было увеличить втрое? Автор пишет: «Странное соотношение ТОГО рубля к ЭТОМУ доллару начнёт плясать около единицы!». Естественно, уточнил Александр Сергеевич, речь не шла о зарплатах министров, депутатов, олигархов, нефте- и газопрохиндеев… (Что ж – вполне эмоционально… Значит, допекли. – Т.В.) 

Далее автор призывает не упоминать деятельность Алаторцева в спецлаборатории ВНИИФКа, которая якобы «изучала шахматы как науку». А. Никитин по долгу службы курировал деятельность Алаторцева, но так от него ничего и не добился.
Сильное сомнение у А. Никитина вызвала и сумма 10 миллиардов долларов, якобы вложенных в СССР в шахматы: «В реальности было гораздо меньше – но всё равно больше, чем сейчас. Шахматы новому государству стали не нужны. Вот тогда стали закрываться один за другим шахматные клубы, кружки в домах пионеров, шахматные отделения в ДЮСШ, шахматные отделения в парках и т.п.». Далее идёт подробное описание упадка шахматного движения в неокапиталистической России. Пора, мол, обратить внимание «не на то, чтобы группа шахматистов жила в своём маленьком мирке, а на то, чтобы шахматы проникали во все уголки нашей страны». (Увы: ещё одно запоздалое признание. Нельзя бесконечно эксплуатировать игру, не думая о будущем. А где же Вы были раньше со своим прозрением, уважаемый Александр Серегеевич? – Т.В.). 

Далее автор продолжает: «Нужны новые формы шахматных соревнований, способные привлечь зрителя… Пора отправление своих обязанностей чиновниками в немногочисленных шахматных организациях заменить творческим отношением к труду…»  (Что уже вообще из области фантастики. – Т.В.)

Следующим участником диспута был гроссмейстер Сергей Иванов. Он утверждает, что настоящих профи было немного в советскую эпоху. Но они находились под мощным прессом власти и в любую минуту (как в своё время Корчной, Тайманов, Гулько) могли быть лишены средств к существованию. Все остальные находились в подвешенном состоянии, числясь кем-то в подставных списках на зарплату, тренерами и т.д. и не имели никаких социальных гарантий. Теперь объём шахматного рынка, как подсчитал С. Николаев, упал в 8 раз, а число гроссмейстеров и мастеров возросло в 5 раз. Почему же, вопрошает автор, шахматные мастера оказались столь недальновидны? Объяснением он считает неприспособленность многих шахматистов к резким переменам в смутное время дикого капитализма.        
Но уповать по его мнению только на государственную поддержку не стоит. Уместно лишь государственно-частное партнёрство (примеры: Б. Хропов и  В. Малышев, А. Жуков и А. Дворкович, Б. Шайдуллин).

Московский гроссмейстер Сергей Шипов сетует на катастрофическое исчезновение мест, где можно в столице поиграть в шахматы. Сейчас любители шахмат могут поиграть только в клубе «Октябрьском» – то есть в подвальчике, на который большой бизнес почему-то всё ещё не наложил свою волосатую лапу. И это – в столице самой шахматной страны мира!

Только спорт высших достижений, утверждает автор, ещё хоть как-то интересует чиновников и спонсоров из-за громких имён, возможности рекламы, политических ходов и т.д. Лишь специальная правительственная программа может спасти шахматы в России. Для возрождения шахмат нужны и профессионалы, ныне в своём большинстве выброшенные на обочину жизни.

Гроссмейстер Сергей Ионов заметил, что в начале советской власти государство поддержало шахматы потому, что они были полезны для воспитания молодого поколения, а больших финансовых вложений не требовали. Сейчас ситуация другая.

Для формирования «электората» (по другой терминологии - планктона) шахматы совсем не нужны. Ведь сейчас всё заменил телевизор (надоедливая попса вкупе со смехачами, «мыло» во всех видах, бесконечные викторины «угадай и стань богатым» - то есть учиться и напрягаться не надо - и т.п.). В лучшем случае найдутся деньги на отдельные пафосные мероприятия, шансов на государственную поддержку массовых шахмат практически нет.

Международный мастер Игорь Белов откровенно пишет, что «мы ещё застали Золотой век шахмат: сборы, талоны, сохранение зарплаты – всё было так хорошо, но так давно!» Шахматные успехи в СССР были возможны только за счёт поддержки государства – и они же являлись одним из немногих способов реализации талантов. Для массового любителя они были вполне доступны. На Западе нам противостояли лишь гении-одиночки: Фишер, Ларсен, Решевский, Тимман и др.

В новой России, замечет автор, не нашлось достойного места шахматам, так как бюджет страны уменьшился в десятки раз. А частный бизнес готов вкладывать средства лишь в традиционно более зрелищные игры вроде футбола, хоккея, баскетбола, тенниса и т.д.

Надо также учесть, что  сегодня в России появилась масса возможностей и для самореализации, и для проведения досуга. Утешает лишь то, что остались не востребованы не только шахматы (скорее невостребованным оказался закостенелый подход к гениальной игре советских шахматных чиновников и лютый эгоизм советских шахматных гениев. Шахматы для них – это Я, умный и красивый, номер первый… А всё остальное может накрыться медным тазом. Ну, вот и накрылось… История же показала, что русские шахматные гении могут вполне пригодиться даже фашистским режимам. – Т.В.)    

В наши дни, продолжает автор, шахматы можно с успехом использовать по трём направлениям: для спортивных соревнований элиты в количестве 30 человек, способных безбедно существовать в новых условиях; для досуга, где любитель может получить лёгкий драйв; для воспитания детей от 6 до 14 лет (но по каким программам – неужели опять по спортивным? – Т.В.)

Мастер Валерий Цатурян, имеющий 35-летний стаж работы тренером, заявил, что данные о количестве тренеров, любителей шахмат и  детей, занимающимися шахматами, завышены у С. Николаева на треть. Но государственная поддержка шахмат была очень приличной. Только в Азербайджане (территория которого сравнима, например, с Ростовской областью – Т.В.) благодаря государственной поддержке за несколько лет было открыто 50 шахматных школ. В Закавказье ведущие тренеры буквально охотились за юными шахматными талантами – вплоть до того, что за каждым из них закрепляли тренера с гарантированной зарплатой.
Далее В. Цатурян традиционно жалуется на то, что в РШФ ему, как члену Детско-Юношеской комиссии, так и не удалось узнать, какие суммы и куда проходили по этой статье. (На что ранее А. Никитин горько пошутил, обращаясь к С. Николаеву:  «Серёжа! Вы же прекрасно знаете, почему в темноту погружены все бюджеты в стране… А чем шахматные руководители хуже? Не обижайте их…»). Но Цатурян, как настоящий джигит, упорно настаивает, что бюджет РШФ должен находиться под контролем Общественного совета. Но поймёт ли его Москва, где непроданными остались лишь Царь-колокол да Царь-пушка, так как они лежат за каменной стеной? Будь они в другом месте, их давно бы сдали на металлолом.

К середине 90-х количество специализированных шахматных школ в России, продолжает автор, вдвое уменьшилось (а было 700). И если читать между строк статью С. Николаева, то становится ясно, что мы находимся на грани катастрофы. Далее он предлагает обширную программу по спасению шахмат:

1. Надо развивать массовую работу с детьми в школах, вводить факультативы, а в некоторых - и шахматный Всеобуч. На это у государства просить деньги можно и нужно. (Ох, уж эти горячие кавказцы! Как можно силой заставить ребёнка изучать спортивные шахматы и ставить ему за это двойки? Только потому, что шахматные тренеры остались без шахматистов, но хотят кушать? – Т.В.)
2. Готовить тренеров, обратиться в Минпрос и Спорткомитет для стимуляции работы спортивных организаторов в школах. Объявить, например, бег, плавание и шахматы приоритетными направлениями в оздоровлении нации. Увязать эти инициативы с крупными национальными программами – пока ещё в Правительстве и Думе есть ещё немало истинных поклонников шахмат.
3. Возродить шахматную школу на ТВ – на спортивном канале или канале Культура.
4. Организовать красочные шоу на ТВ и в клубах, пригласив шоу-мэнов.
5. Провести шахматную лотерею (80% - на призы, 20% - на развитие детских шахмат), организовать благотворительные мероприятия и фонды для поддержки шахматных ветеранов.
6. Не строить из себя высоколобых интеллектуалов, а честно признаться в том, что многие игроки просто хотят нормально зарабатывать, а рынок сам определит, кто чего стоит.
7. Не общаться со многими современными шахматными мастерами, у которых слишком узок и специфичен круг интересов, а общий уровень культуры приближается к нулю.

А вот и примечательное признание: «Такое впечатление, что хоть и коряво, но эти последние 20 лет страна и люди как-то перестраиваются, а шахматисты находятся в анабиозном, полуобморочном состоянии, и никто не знает, как двигаться…». (Да потому что они – закоренелые индивидуалисты. Их красивый лозунг «Мы – одна семья!» - величайшая ложь. – Т.В.) Но Цатурян далее продолжает: «Хотелось бы услышать мнение наших шахматных мэтров, игроков и организаторов, узнать их мысли и предложения. Молчание с их стороны мы поймём однозначно -  «пиплу» положено немного поворчать и поскулить, но «пипл всё равно схавает», что есть -  за неимением лучшего. Докажите нам обратное, сохраните лицо и стремительно падающий рейтинг доверия ко всему, что происходит в мире российских шахмат. Я знаю, что при желании вы это сможете»…

Гроссмейстер Алексей Безгодов дал короткую заметку. В ней, прежде всего, он обратил внимание на то, что даже очень талантливые молодые игроки в своём большинстве должны покидать шахматы в 20-25 лет. По многим причинам им отнюдь не следует быть игроками экстра-класса любой ценой. Ведь шанс на полный успех микроскопический – зато огромна вероятность разрушения нервной системы. Спортивные успехи должны быть вторичным фактором. Великие шахматисты не раз сожалели о том, что посвятили шахматам всю жизнь. Для полной самореализации творческой натуры этого мало! Шахматы развивают мозги, но не учат их продуктивному использованию. Это и раньше было проблемой, а в эпоху Билли Гейтса любой чемпион может легко убедиться, что играть он, как ни странно, НЕ УМЕЕТ. Вот так-то. И посему, уважаемые джемпермены, кроме шахмат надо иметь что-то ещё.

 Гроссмейстер Антон Тимофеев в короткой заметке уделил внимание лишь одной теме: как завлечь народ в шахматные игры – вплоть до инициативы РШФ поить зрителей чаем и кофе. Автор пишет: «Хорошо бы ещё что-нибудь придумать в местах скопления народа. Автомат поставить завлекающий, шоколадки продавать шахматные, а внутри на обертке  - правила игры или шедевр привести…».

(М-да… Могу поделиться шоколадным опытом. Однажды одна общественная организация Петербурга соблазнила московского шахматиста блестящей идеей. Давайте, мол, выпустим на шоколадной фабрике конфеты в виде шахматных фигур для популяризации шахмат. Ударили по рукам. При этом шахматист выставил фантастические условия: авиарейс в суперклассе… членовоз… пятизвёздочная гостиница… И всё для того, чтобы он, появившись на шоколадной фабрике, освятил первую коробку конфет. Всё так и было. Потом президент общественной организации по пути в аэропорт предложил шахматисту заехать к нему в контору на 5 минут, где собрался весь коллектив, и сказать: «Здравствуйте! Спасибо за удачный проект и его осуществление!». И президент услышал в ответ: «А сколько баксов ты мне ещё за это заплатишь?»… - Т.В.)

Виктор Фурин – математик, кмс, администатор – уменьшил бы в несколько раз вложения СССР в шахматы, приведённые С. Николаевым… Занимаясь обучением одарённых школьников математике, он уверен, что изменения, произошедшие в указанной дисциплине, являются необходимым условием для развития шахмат как образовательной дисциплины. (Которая, позволю себе заметить, не должна ограничиваться пределами чрезвычайно ущербной спортивной программы. – Т.В.) Однако согласовать действия спорткомитета и Министерства образования сегодня не представляется возможным. Поэтому автор предлагает принять государственную программу развития шахмат как одну из ветвей дополнительного образования в рамках национального проекта. В ней должна быть отражена возможность использования школами шахмат как дополнительного компонента школьной программы. И это по силам РШФ во главе с Жуковым.

Далее автор говорит о необходимости мощной рекламы по примеру целой серии шоу вроде «Танцев на льду со звёздами». И о пользе обращения к зарубежному опыту в Великобритании, Нидерландах, Германии, Китае. Именно эти страны в разные годы принимали эффективные государственные программы для развития шахмат. А впереди – активное использование интернета. Но главной проблемой является нехватка кадров: «Тренеры, педагоги, подвижники – вот что мы потеряли в смутное время». (Странный парадокс: с одной стороны существует перепроизводство мастеров и спортсменов, а с другой – нехватка тренеров и организаторов. – Т.В.)

Аспирант юрфака, тренер Павел Сироткин озабочен следующими вопросами:
1. Есть ли в мире шахмат эффективные менеджеры и управленцы, способные зарабатывать сами и давать такую возможность шахматным профи?
2. А так ли уж шахматы развивают молодые таланты? Есть же тесты… (Ну и кто же мешает любому объективному студенту провести сопоставление с контрольными группами? Не было команды? – Т.В.)
3. А так ли велика положительная роль шахмат в формировании личности у профессиональных шахматистов? (Сарказм автора вполне понятен, если вспомнить, что среди великих игроков было немало не только странных, но и вполне деструктивных личностей. – Т.В.).

Свою статью П. Сироткин закончил оптимистическим взглядом на будущее великой игры.

     -----------------------

Плачевны дела сегодня в российском шахматном королевстве. Слоняются в разрушенных замках свергнутые короли… Занимается неизвестно чем брошенная на произвол судьбы королевская свита… А количество угроз лишь возрастает.

Почему-то никто из участников дискуссии даже не упомянул (!) о наступлении «шахматных роботов», то бишь играющих программ. О возросшем интересе к массе других игр, которые ничуть не хуже шахмат годятся и для спортивных баталий, и для досуга, было сказано – но довольно невнятно. Можно ли указанные игры считать угрозой для гегемонии шахмат? Насколько вообще допустима гегемония шахмат? Об этой острейшей проблеме никто даже не вспомнил. Ибо шахматная корпорация не только продолжает ненавидеть другие игры, но и толком не знает, как в новых условиях использовать свою любимую игру для всеобщей пользы. Что это, как ничем неприкрытая позиция силы с опорой даже на правительственных чиновников? Резюме: самая главная угроза шахматам – это выдающийся ступор в мозгах самих шахматистов. При окончательно увядающих остатках морали. О чём, разумеется, скажут только независимые исследователи комбинационных игр. (Всех игр, а не только избранных. Мы знаем, как спасать шахматы – и не только их).

Что уж до самокритики – даже явные достижения советской шахматной эпохи не отмечены ни одной яркой фразой.

Ни одна из игр, включая шахматы, не может быть ни орудием интеллектуального шовинизма, ни политической игрушкой, ни яблоком раздора. Все игры позитивного сектора являются равноценными феноменами культуры. И они с одинаковым успехом могут быть нами использованы и в досуге, и в спорте, и в познавательных технологиях, и в воспитательных целях, и во многих прикладных аспектах, включая поведенческие стратегии. Мир игры необозрим, но ведь нашлись же люди, выкинувшие на помойку всё разнообразие игр, а свою любимую превратившие в костлявую клячу для рекордсменов-наездников. А мы предлагаем:


1. Запретить дискриминацию позитивных игр в угоду любителям или профессионалам одной из них. Обеспечить свободную конкуренцию идей и проектов в сфере позитивных интеллектуальных игр и развлечений.

2. Добиться государственной поддержки комплексного использования комбинационных позитивных игр во многих аспектах человеческой деятельности.

3. Разработать и внедрить в систему школьного образования факультативную программу ИГРОТЕХНИКА – но без обязательного навязывания всем учащимся лишь одной из игр и только по спортивной программе.

4. Создать в стране сеть комплексных дворцов для популяризации многих позитивных игр с библиотеками, выставками, игротеками, информационно-исследовательскими и методическими центрами и залами для проведения соревнований самого высокого уровня (шахматы, шашки, го, нарды, рэндзю, сёги, реверси, головоломки, игры со словами, фокусы, викторины и т.п.)

5. Создать по указанной теме специальный государственный портал для обслуживания школ и населения по интернету. По этому и предыдущим пунктам вряд ли Спорткомитет, Минкульт и Минобр смогут быстро договориться и продуктивно работать. Мы советуем создать специальный межведомственный комитет со своим бюджетом. Содержательная игра – это не только спорт, не только досуг и даже не только метод воспитания. (И уж совсем не только полукриминальный бизнес).
  
6. Восстановить ликвидированный тоталитарным режимом Институт игры для подготовки кадров всех профилей, аттестации специалистов, проведения полномасштабной научно-исследовательской работы и определения главных направлений в эффективного использовании позитивных игр, ресурс которых далеко не исчерпан. 

7. Осуществить комплекс мер для популяризации культурных форм досуга для всех возрастов, обеспечив свободный доступ граждан в указанные игровые центры с полным сервисным обслуживанием, беспокоясь и о беднейших слоях населения. Из чего следует, что далеко не все виды услуг должны быть платными или иметь высокие цены. (При нынешней капитализации нам лишь осталось обложить налогом стариков, стучащих костяшками домино. Что касается их внучат, то они уже полностью вовлечены в тупые игры).

8. Обеспечить государственную поддержку не только тем или иным спортивным федерациям, но и всей указанной выше сети по популяризации культурных форм досуга, вновь создаваемым познавательным и обучающим программам и исследовательским направлениям.
 
9. Выдвинуть на руководящие посты компетентных чиновников с широким кругозором в сфере интеллектуальных игр и развлечений. Например, ресурс шахмат далеко не исчерпан – но лишь при независимом творческом подходе вопреки рекордомании. Ведь у нас в совершенно запущенном состоянии находятся: история игр, выставки, проблемы коллекционирования, библиография, переводческая деятельность, популяризация позитивных игровых порталов, оцифровка самых популярных изданий и публикаций в СМИ, исследование и изобретение игр и игровых технологий, промышленное производство настольных игр, менеджмент, туристский сервис в сфере игр и т.д. Включая и мировой интеллектуальный престиж. (Ведь достаточно пройтись кнопкой пульта по всем программам ТВ: ничего кроме рекламной помойки и частей женского тела с элементами насилия вы не увидите).    
 
10.  Широко использовать указанный ресурс позитивных игр. Умирают, скажем, не шахматы, а всего лишь уходит в прошлое закостенелый взгляд на эту гениальную игру, которая развивалась на протяжении все своих веков существования. А вот теперь, видите ли,  в угоду шахматной элите она должна окончательно закостенеть и положить свою голову под «колёса» суперкомпьютеров или, на худой конец, стать всего лишь одним из залежавшихся товаров. С чем мы решительно не согласны. После создания Общей шахматной теории (См. Тайну шахмат на нашем сайте в разделе ТЕОРИЯ) стало ясно, что мир шахматных игр необозрим. Шахматные игры можно создавать на 70 структурах с любым числом игроков. (Например, игра для трёх игроков даёт целый фейерверк новых стратегий и ситуаций, далеко выходящих за рамки простой забавы, но мы почему-то упорно поднимаем на щит примитивные игры с линейной логикой. А ведь есть ещё более неожиданные находки и в многосторонних стратегиях, и в играх с одновременным выполнением ходов). Такое же положение и в не менее великой игре, какой является го. И здесь петербуржцы нашли сенсационные открытия, как и в широко известных шашечных играх. Ну и что? Авторы указанных работ так и будут сбрасываться со ступенек спортивных федераций и комитетов, грудью встающих на защиту своих теорий на уровне XIX века? А почему именно они, давно опозорившиеся на популяризации неблаговидных игр, должны определять интеллектуальное лицо нации?
 
11.  Продуктивно использовать интернет-ресурс для создания независимых авторских сайтов в сфере позитивных игр и игровых технологий, которые вполне способны вне зависимости от консервативных государственных структур или спортивных федераций изменить ситуацию к лучшему.

СПб, 15.03.2007

 

  1.    Персоналии
  2.    История знаковых игр
  3.    Наша игротека
  4.    Головоломки, лингвистические игры
  5.    Теория
  6.    Прикладные аспекты
  7.    Наши рецензии
  8.    Журнал в журнале
  9.    Другие статьи

Яндекс.Метрика